В Кемеровской области сохраняются проблемы с покупкой угля для населения. Одной из жительниц Кемерова заявили, что продажа топлива зависит от «Москвы».
«Пришли выписывать уголь на Кузнецкий, 98. Сказали, что не подписан какой-то контракт с Москвой и неизвестно, когда подпишут. Без этого договора нам не могут выписать уголь, — рассказала подписчица паблика „Инцидент.Кузбасс“. — Это как вообще?! Москва должна дать нам разрешение на покупку собственного угля? На дворе зима, уголь кончается. Пенсионерам покупать топливо в мешках, в два раза дороже?»
В здании на Кузнецком проспекте, 98 находится «Кузбасстопливосбыт». Это — дочерняя структура «Кузбасской топливной компании» (КТК), которая выступает одним из крупнейших поставщиков угля для частных домохозяйств в Западной Сибири.
«Компания является оператором розничной сети в четырех регионах Западной Сибири и обеспечивает углем более 400 тыс. домохозяйств и более 1 тыс. муниципальных и коммерческих котельных», — сказано на сайте КТК.
Официальный аккаунт мэрии Кемерова во «ВКонтакте» ответил, что «информация передана специалистам управления жилищно-коммунального хозяйства». Проверить данные планируется до 12 января.
UPD (13:44) В «Кузбасской топливной компании» Тайге.инфо заявили, что сведения подписчицы не соответствуют действительности: «На складах сейчас 12 тыс. тонн сортового и рядового угля, отгрузка идет в рабочем режиме. Во-вторых Москва никак не регламентирует самовывоз и отгрузку угля физлицам».
Госпредприятие Кемеровской области «Кузбасская топливная компания» (КТК) после приватизации перешло в собственность наемных менеджеров, в том числе бывшего вице-губернатора региона Игоря Прокудина. В 2016 году он покинул пост гендиректора, но, по данным на конец 2018-го, он контролировал более 50% акций через кипрскую Haver Holding Limited. В 2019 году Прокудин и другой акционер Вадим Данилов продали свои пакеты миллиардеру Михаилу Гуцериеву. В 2020-м выручка «КТК» составила 22 млрд рублей, чистый убыток — 3,4 млрд.
«КТК» — одна из крупнейших в РФ компаний, добывающих и экспортирующих энергетический уголь. В нее входят разрезы «Виноградовский», «Караканский-Южный», «Черемшанский» и «Брянский», две обогатительные фабрики «Каскад-1» и «Каскад-2».
айга.инфо подробно рассказывала, что в 2021 году жители Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Алтайского края столкнулись с небывалым дефицитом угля. В Новосибирской области районы обеспечивает углем через гортопы «Новосибирская топливная корпорация», которая также принадлежит АО «Кузбасская топливная компания». Топливо поставляют напрямую и угледобывающие компании — например, АО «Алтай-СУЭК» — барнаульская «дочка» «Сибирской угольной энергетической компании» олигарха Владимира Мельниченко.
По данным «Новосибирской топливной корпорации» именно сторонние поставщики снизили объемы продаж. Власти Алтайского края напрямую связывали это с тем, что кузбасский уголь подорожал в среднем на 60% и ростом стоимости доставки топлива железнодорожным транспортом на 50−60%. По данным министерства ЖКХ региона, дефицит угля на рынке образовался и из-за того, что большая часть отправляется на экспорт.
Поставщики угля могли существенно увеличить продажи за границу, в том числе в Китай, на фоне высоких цен и поручения президента России. Региональные власти говорили о проблемах с логистикой, существенном росте цен на перевозки и даже отсутствии топлива на рынке. Из-за подорожания топлива жители частного сектора и сельских районов вынуждены топить дровами, которые в общем объеме выходят значительно дороже, чем уголь