Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Путь России во враждебном мире

Вы предпочитаете:


  • Всего проголосовало
    130

*Юрий*

Yuriy
Регистрация
27 Май 2011
Сообщения
7,345
Поблагодарили
7,891
Город
Казанская губерния
Русским, исходя из того, что имеем на севодняшний день - человек, который является носителем русского языка, имеющий славянскую внешность, считающий себя Русским, любящий Россию и желающий её процветания.

т.е. татарин, башкир и еще куча наций, живущие в России и считающие себя Русскими, под это определение не попадающие, автоматически вычеркиваются из состава России?

Laccs, а кто сказал что кого то нужно вычеркивать из состава России?
Кроме твоего вывода (неправильного кстати и отдающего жидовской логикой) этого ни кто на этом форуме и в этой теме не говорил.

И большинство нацменов прекрасно отождествляют себя со своей нацией и своей культурой.
Есть конечно и такие которые назовем "обрусевшие". но они скорей не "обрусевшие" ,а утратившие свою культуру и язык и не впитавшие русской культуры . что то типа вырожденца.
 

Гедонист

Выживальщик
Регистрация
11 Мар 2011
Сообщения
1,050
Поблагодарили
1,492
Город
ЦФО
следовало бы определить термины. Привести термины к единному значению, понятному каждому.
На все сто поддержу! Например, крайне важно определить термины "клевета" и "иное мнение".
 

Regmaru

Выживальщик
Регистрация
18 Дек 2011
Сообщения
3,910
Поблагодарили
5,811
Город
Земля
т.е. татарин, башкир и еще куча наций, живущие в России и считающие себя Русскими, под это определение не попадающие, автоматически вычеркиваются из состава России?
Давай без истерик и скоропалительных выводов, хорошо?
Да, конечно, у человека имеющего ярко выраженные восточные черты и при этом говорящим только по русски - возникнут некоторые проблемы с самоидентификацией.
Однако, думаю - таких мало.

Чаще всего, мы имеем вполне самоопределившихся татарина, башкира и ещё кучу наций - абсолютно точно знающих что они не Русские, соблюдающие свои обычаи и традиции.

Естественно, они имеют историческое право проживать в России. И никто не предлагал других вариантов. Так что - не провоцируй.

Здесь разговор, за тех кто:
- является носителем русского языка(то есть, русский язык - родной, основной, а зачастую и единственный );
- считает себя Русским, по причине рождения в СССР/России, русскоязычный, считающий Россию своим Отечеством, а Русских своими соплеменниками.
- имеющий славянскую внешность(без перегибов и фанатизма). Естественно что человек имеющий смуглую кожу и выраженные миндалевидные глаза - сам постесняется претендовать на принадлежность к славянам.

---------- Сообщение добавлено в 22:49 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:43 ----------

Непальцем может считаться человек, который зачат непальцем и непалкой...)))
На все сто поддержу! Например, крайне важно определить термины "клевета" и "иное мнение".
Похоже, у нас есть доброволец, подхвативший знамя из ослабших рук бородача.

Если нет что сказать по теме - может просто почитаешь?
 

Гедонист

Выживальщик
Регистрация
11 Мар 2011
Сообщения
1,050
Поблагодарили
1,492
Город
ЦФО
Похоже, у нас есть доброволец, подхвативший знамя из ослабших рук бородача.
Как-то еще ничего подхватывать не доводилось. Это очень опасно? ;))

Если нет что сказать по теме
Именно по теме.
Русские! Как "носители" великого языка, как представители великого этноса старайтесь писать и говорить правильно! Это, на мой взгляд, самый непосредственный вклад в сохранение русской культуры.
 

Li Si Tsyn

Новичок
Регистрация
4 Июл 2012
Сообщения
3
Поблагодарили
4
Город
Самара
Здесь разговор, за тех кто:
- является носителем русского языка(то есть, русский язык - родной, основной, а зачастую и единственный );
- считает себя Русским, по причине рождения в СССР/России, русскоязычный, считающий Россию своим Отечеством, а Русских своими соплеменниками.
- имеющий славянскую внешность(без перегибов и фанатизма). Естественно что человек имеющий смуглую кожу и выраженные миндалевидные глаза - сам постесняется претендовать на принадлежность к славянам.
Европеоидная (русская) раса

Тюняев А.А.

Правильное название – русская раса. Определить место возникновения русской/европеоидной расы не представляет особого труда – «почти всё население Европы относится к большой европеоидной расе, которая делится на несколько малых рас» [1, А.А. Зубов, ст. Европа]. Ни в Африке, ни в Австралии, ни в Америках, ни в монголоидной части Азии не отмечено присутствие человека европеоидной расы временем, ранее 10-го тыс. до н.э. В Африке и Америке имелись центры возникновения собственных рас.

Между тем, Европа – это западная часть материка Евразии, простирающаяся на востоке до гор Урала. То есть основой Европы (больше половины её территории) является Русская платформа – в древности Русский континент (см. ст. Древние континенты Земли). Русская платформа заселена с 70 – 50-го тыс. до н.э. практически исключительно русским народом [1, ст. А.А. Зубов, ст. Европа], из состава которого украинцы и белорусы окончательно выделились в самостоятельные объединения только в конце 20-го века н.э. Та часть Европы, которая расположена западнее Русской платформы, населена, начиная с 10 – 5 тыс. до н.э., а особенно активно – с начала «нашей» эры, расселяющимися русскими племенами, говорящими на т.н. индоевропейских языках (неправильное название, см. [2, п. 4.3.1. гл. VI]), восходящих к одному языку – русскому [3].

Кстати, отметим: название этой части света – Европа, на наш взгляд также неправильно. Поскольку оно дано нецивилизованными ассирийцами (образовавшимися значительно позже 2-го тыс. до н.э.) по пришествии их в такую же «дремучую» Грецию (умудрившуюся к 1-му тыс. до н.э. заново «открыть» Европу, см. [2, п. 5.1.5. гл. IV]). По-ассирийски Европа означает – «запад». С точки зрения этих кочевников, эта земля была действительно западом. Но к тому времени на ней уже много десятков тысячелетий жил русский народ и занимал все её пространства (и ранее, до прихода кавказоидов занимал и Грецию – пеласги), явно не стремясь Русь/Европу переоткрывать и, тем более, переименовывать. Более правильным было бы называть Европу – Русь (сыны бога Ра: расыны – росины – русины – русы). Как это следует исторически. Как называли эту часть света более просвещенная часть греков, например, Геродот: «Русь пришла».

Итак, европеоидная раса подразделена на три главные группы: южную – со смуглой кожей, тёмными глазами и волосами; северную – со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация [4, 5]. «У русских – черты северной ветви европеоидной расы» [1]. Антропологи всех светлых европеоидов подразделяют на северо-западных (Атланто-балтийская раса) и северо-восточных (Беломорско-балтийская раса).

С точки зрения настоящего времени, выглядит, что европеоидные расы сформировались первоначально в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе. Однако в первых двух регионах варианты возраста 10 – 1 тыс. лет, смешанные с монголоидами и негроидами. В Европе (на Руси) – образовалась изначальная русская раса возрастом более 50-и тыс. лет.

На территории Скандинавских стран, Великобритании, Ирландии, Исландии, Нидерландов, на севре Германии, а также в Эстонии и Латвии распространена атланто-балтийская раса (собственно – русская раса). Отметим, например, что заселение Англии состоялось кельтами с 8 – 7 веков до н.э., первоначально, в 1-й половине 1-го тысячелетия до н.э., они обитали в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная – то есть на Русской равнине [1].

Население центральных областей Западной Европы и Европейской части России (собственно Руси) относится главным образом к различным вариантам среднеевропейской (русской) расы.

Балкано-кавказская раса, результат смешения европеоидов с монголоидами и негроидами, представлена в Югославии, Северной Греции, Болгарии, на юге Австрии и севере Италии, у населения, обитающего к северу, западу и востоку от Чёрного моря, в Западном Иране (луры, бахтиары, ассирийцы, иранцы Хорасана и др.) [1].

Представители индо-средиземноморской расы (смесь европеоидов с негроидами и частично монголоидами) населяют Испанию, большую часть Италии, Франции, южной Греции, острова Средиземного моря, а также Северную Африку, Аравию, Ирак (позже 3 – 2 тыс. до н.э.), Южный Иран (позже 3 – 2 тыс. до н.э.), Северную Индию (позже 3 – 2 тыс. до н.э.) [1].

В Литве, частично в Латвии и на всём севере Европейской части России распространена беломорско-балтийская раса [1, А.А. Зубов, ст. Европа].

Черты уральской расы, смешанной монголоидно-европеоидной, выражены у лопарей, коми, марийцев, мордвы и удмуртов, прикочевавших в районы современного своего расселения только к 1-му тыс. н.э. В бассейне Волги отмечается проникновение элементов южносибирской расы (монголоиды; с первых веков н.э.). На юге Италии отмечена примесь экваториальной (негро-австролоидной) расы.

Наличие ветвей у большой европеоидной расы, её дифференциация во времени и пространстве, говорит о весьма позднем по времени процессе распада этой единой расы. Так, памиро-Ферганская раса, одна из малых рас, входящих в большую европеоидную расу, распространилась по среднеазиатскому Междуречью. Отличается относительно тёмной пигментацией – результат смешения с негроидами (австралоидами/дравидами) и монголоидами [1]. «С первых веков н.э. в степной полосе между Уралом и Енисеем формируется в процессе смешения монголоидов и европеоидов южно-сибирская раса» [1, Н.Н. Чебоксаров, ст. Расы].

В формировании беломорско-балтийской расы «могли принимать участие древние монголоидные популяции, проникавшие в Европу из-за Урала». Следовательно, до смешения её предки обитали в Европе, а монголоиды – за Уралом.

«На восточных рубежах своего ареала европеоиды с древнейших времён взаимодействовали с монголоидами. В результате их раннего смешения, начавшегося, вероятно, ещё в эпоху мезолита (10 – 5 тыс. до н.э. – авт.), сложилась на северо-западе Сибири и на крайнем востоке Европы уральская раса» с вариантом – лапоноидной расой [1, Н.Н. Чебоксаров, ст. Расы].
Отметим: на протяжении этого пути – Урал-Европа – лежала огромная территория Центральной части Руси – Русская равнина. Межрасовые контакты зауральских монголоидов и европейцев не только не могли миновать население Русской равнины, которое было многочисленно и полностью составляло саму европеоидную расу, но и состоялись непосредственно на территории Руси (неправильно называемой Восточной Европой).

О лингвистических и археологических данных, подтверждающих, что центр цивилизации европеоидов (проторусских) существовал, начиная с 50 – 30 тыс. до н.э., на территории Русской равнины, см. в [2, п. 4.1.1.2.1.1. гл. VI]. Об археологических данных, подтверждающих существование у проторусских (европеоидов) религиозных культов славянских богов – Ра (см. [2, п. 3.5. гл. VI]), Велес (см. [2, п. 4.5.1.3. и п. 5.2.1. гл. VI]), Макошь (см. [2, п. 3.6. и п. 5.2.4. гл. VI]). Более подробные выкладки по линии дат и событий рассматриваемого периода 50 – 20 тыс. до н.э. см. в [6].

* * *

Следует особо отметить, что находки древнего человека, сделанные на территории Русской равнины (реконструированные образы), как нельзя лучше иллюстрируют правильность хода нашего изложения.

Так, заключение М.М. Герасимова «по сунгирьскому человеку – Homo sapiens, европеоид, 55 – 57 лет. Рост 176 – 177 см. Физически сильный, мускулистый» [7, ст. Сунгирь]. А девочка 10 – 11 лет, найденная на той же стоянке, обладает вполне современным видом. И, по результатам специально проведённого группой экспертов Академии фундаментальных наук опроса, её сочли современной и даже весьма привлекательной почти сто процентов опрошенных. Более того, они безапелляционно идентифицировали её как «обычную современную русскую девушку». То же касается и вида костёнковца (стоянка Костёнки на Дону, 25 тыс. лет назад) – «вполне современный мужчина лет сорока – сорока пяти из обычной русской деревни».

Очевидно, что за 30 тысяч лет, разделяющих сунгирийцев и костёнковцев от современных русских, физический тип человека русской (европеоидной) расы не претерпел значительных изменений. В силу чего возникает вопрос: если за 30 тыс. лет этого не произошло, то с какой стати физический тип человека должен были измениться за сопоставимые периоды – 50, 100, 200 тысяч лет – от потомка обезьяны?

* * *


Литература:
1.Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 — 1978.
2.Тюняев А.А., «История возникновения мировой цивилизации», - М., 2006 – 2997.
3.Тюняев А.А., Языки мира, Ин, М., 2007.
4.Дебец Г.Ф., Палеоантропология СССР, М. -Л., 1948.
5.Рогинский Я.Я., Что такое человеческие расы, М., 1948.
6.Тюняев А.А., Справочник: истинная история Руси. Даты, Ин, М., 2007.

---------- Сообщение добавлено в 00:27 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:02 ----------

Laccs, а кто сказал что кого то нужно вычеркивать из состава России?
Кроме твоего вывода (неправильного кстати и отдающего жидовской логикой) этого ни кто на этом форуме и в этой теме не говорил.

лично я не увидел, что Laccs сделал вывод о вычеркивании кого либо из состава России, это сугубо Ваше мнение! я так понимаю, Laccs, просил пояснить высказывание

Regmaru,
имеющий славянскую внешность
у многих Россиян мамы и папы происходят из разных национальностей, но считают себя Русскими, взять те же 80-е, когда В СССР был наплыв иностранцев, сейчас есть мулаты и метисы, их как считать?

Здесь разговор, за тех кто:
- является носителем русского языка(то есть, русский язык - родной, основной, а зачастую и единственный );
- считает себя Русским, по причине рождения в СССР/России, русскоязычный, считающий Россию своим Отечеством, а Русских своими соплеменниками.
- имеющий славянскую внешность(без перегибов и фанатизма). Естественно что человек имеющий смуглую кожу и выраженные миндалевидные глаза - сам постесняется претендовать на принадлежность к славянам.
то есть, вы уже решили за этих людей, что они не славяне?


Восточные славяне
Русские (самоназвание — русские, единственное число — русский, название языка — русский язык)
Украинцы (самоназвание — українці, единственное число — українець, название языка — українська мова)
Белорусы (самоназвание — беларусы, единственное число — беларус, название языка — беларуская мова)

Западные

Западные славяне
Поляки (самоназвание — Polacy (поляцы), единственное число — Polak, название языка — język polski, polszczyzna)
Чехи (самоназвание — Češi, единственное число — Čech, название языка — český jazyk, čeština)
Словаки (самоназвание — Slováci, единственное число — Slovák, slovenský, название языка — slovenský jazyk, slovenčina)
Лужичане(самоназвания — Serby, Serbja, единственное число — Serb, названия языков — dolnoserbska rěc, hornjoserbska rěč)
Кашубы (самоназвание — Kaszëbi, единственное число — kaszëb, название языка — kaszëbsczi jãzëk)

Южные

Основная статья: Южные славяне
Болгары (самоназвание — българи, единственное число — българин, название языка — Български език)
Македонцы (самоназвание — македонци, единственное число — македонец, название языка — македонски јазик)
Сербы (самоназвание — Срби, единственное число — Србин, название языка — Српски језик)
Хорваты (самоназвание — Hrvati, единственное число — Hrvat, название языка — hrvatski jezik)
Словенцы (самоназвание — Slovenci, единственное число — slovenski, название языка — slovenski jezik, slovenščina)
Боснийцы (самоназвание — Bošnjaci, единственное число — Bošnjak, название языка — bosanski jezik)
Черногорцы (самоназвание — Црногорци, единственное число — Црногорац, название языка — црногорски језик)

Этносы со спорным статусом
Казаки
Моравы
Полещуки
Поморы
Русины[2]
Сибиряки
Силезцы
Словинцы[3]
из википедии.

от туда же:-
К VI веку расселились к Балтийскому и к Чёрному морю, где они стали известны древним историкам как анты и венеды.
В VII веке славянское единство было расколото вторгшимися из Центральной Азии аварами.
В 622 в Моравии основано первое славянское государство Само с неопознанной столицей в месте Вогастисбург (Wogastisburg).
К 592 относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов.
К VIII веку славяне заселили Балканы и достигли берегов Ладожского озера. Первоначально были язычниками, но позднее, примерно одновременно с образованием государственности, приняли христианство. После 1054 года в связи с расколом христианской церкви на католицизм и православие, а также под влиянием различных политических факторов образовалось две основных конфессиональных группы славян по религиозному принципу: католики (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты) — христианство в западной («латинской») форме и православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, черногорцы, болгары, македонцы) — христианство в восточной («византийской») форме. Кроме того, после завоевания турками Балкан в XIV в. небольшая часть славян (боснийцы) приняла ислам.
В IX—XIII веках славяне колонизировали Северо-Восточную Русь, на которой проживали финно-угорские племена.
 
Последнее редактирование:

ralf62

Выживальщик
Регистрация
15 Ноя 2011
Сообщения
325
Поблагодарили
283
Город
Весёлый Посёлок
Вьетнамскиий лётчик!
Много букв написал, хотя, интересно. Не могу понять ,чем сербы(лужичане) от сербов отличаются (которых Горбачёв сдал). То есть которые верхние, а которые южные.
 

Regmaru

Выживальщик
Регистрация
18 Дек 2011
Сообщения
3,910
Поблагодарили
5,811
Город
Земля
у многих Россиян
Россияне - это кто? Мне такая национальность не известна. Это типа - японец американского происхождения?

мамы и папы происходят из разных национальностей, но считают себя Русскими
Я встречал таджиков, заявлявших что они - коренные москвичи, но ни разу не видел якута - требующего признать его руссиким.
- является носителем русского языка(то есть, русский язык - родной, основной, а зачастую и единственный );
- считает себя Русским, по причине рождения в СССР/России, русскоязычный, считающий Россию своим Отечеством, а Русских своими соплеменниками.
Мне кажется, достаточно ясно написано?

А мулат, он останется мулатом - как его не назови. Пусть скажет спасибо своей маме. А мама, в свою очередь - может поблагодарить пропаганду феминизма и теорию "стакана воды".

По факту - таких явных случаев крайне мало, для того чтобы, впадая в толерастию - поднимать шум за права меньшинств. Можно и заиграться.
то есть, вы уже решили за этих людей, что они не славяне?
То есть ты следуешь за Laccsом и додумываешь как тебе угодно?

Восточные славяне
Русские (самоназвание — русские, единственное число — русский, название языка — русский язык)
Украинцы (самоназвание — українці, единственное число — українець, название языка — українська мова)
Белорусы (самоназвание — беларусы, единственное число — беларус, название языка — беларуская мова)
Западные
Западные славяне
Поляки (самоназвание — Polacy (поляцы), единственное число — Polak, название языка — język polski, polszczyzna)
Чехи (самоназвание — Češi, единственное число — Čech, название языка — český jazyk, čeština)
Словаки (самоназвание — Slováci, единственное число — Slovák, slovenský, название языка — slovenský jazyk, slovenčina)
Лужичане(самоназвания — Serby, Serbja, единственное число — Serb, названия языков — dolnoserbska rěc, hornjoserbska rěč)
Кашубы (самоназвание — Kaszëbi, единственное число — kaszëb, название языка — kaszëbsczi jãzëk)
Южные
Основная статья: Южные славяне
Болгары (самоназвание — българи, единственное число — българин, название языка — Български език)
Македонцы (самоназвание — македонци, единственное число — македонец, название языка — македонски јазик)
Сербы (самоназвание — Срби, единственное число — Србин, название языка — Српски језик)
Хорваты (самоназвание — Hrvati, единственное число — Hrvat, название языка — hrvatski jezik)
Словенцы (самоназвание — Slovenci, единственное число — slovenski, название языка — slovenski jezik, slovenščina)
Боснийцы (самоназвание — Bošnjaci, единственное число — Bošnjak, название языка — bosanski jezik)
Черногорцы (самоназвание — Црногорци, единственное число — Црногорац, название языка — црногорски језик)
Этносы со спорным статусом
Казаки
Моравы
Полещуки
Поморы
Русины[2]
Сибиряки
Силезцы
Словинцы[3]
из википедии.
Кто из этих славян смуглый и узкоглазый?

И давай по теме! Здесь обсуждаем конкретно Русских!

P.S. Кстати - не стесняйся пользоваться спойлером. Жми расширеный режим и получай доступ ко всем функциям.
 

Li Si Tsyn

Новичок
Регистрация
4 Июл 2012
Сообщения
3
Поблагодарили
4
Город
Самара
Regmaru,
*Юрий*,
Wald,



Конституция РФ, особо не понятливым;-
кто умный - тот поймет!
Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
 

*Юрий*

Yuriy
Регистрация
27 Май 2011
Сообщения
7,345
Поблагодарили
7,891
Город
Казанская губерния
лично я не увидел, что Laccs сделал вывод о вычеркивании кого либо из состава России
я привел его слова .читай внимательней, Лакс.

---------- Сообщение добавлено в 20:08 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:06 ----------

То есть ты следуешь за Laccsом и додумываешь как тебе угодно?
он не следующий. он и есть Лакс.
 

Спартанец

Модератор форума
Команда форума
Регистрация
17 Июл 2011
Сообщения
9,536
Поблагодарили
12,314
Город
Спарта
Тема временно мной закрыта, так как в настоящее время у меня недостаточно времени на ее контроль - на форуме удается бывать реже, чем нужно и реже, чем хочется.
 

Спартанец

Модератор форума
Команда форума
Регистрация
17 Июл 2011
Сообщения
9,536
Поблагодарили
12,314
Город
Спарта
Камрад Zusman (спасибо ему) привел для этой темы ссылку на журнал Славяне № 1 [1950] [PDF]

«Славяне» — ежемесячный журнал. Выходил с июня 1942 года по декабрь 1958 года (включительно). В годы Великой Отечественной войны — орган Всеславянского комитета, своей основной целью ставил «сплочение славянских народов в союзе со всеми свободолюбивыми народами для борьбы против гитлеровской Германии и её вассалов».
http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=576125

В связи с тем, что против славянского мира западный миром развязана информационная и санкционная война, а непосредственно через подконтрольные силы (Украина) - война против русскоязычного мира за право есть с западом за одним столом (ну, или объедки с их стола), считаю возможным вновь открыть эту тему, закрытую в 2012 году временно. Время с тех пор прошло много)

С целью соблюдения камрадами правил форума внесены незначительные изменения в условия темы.
 

*Юрий*

Yuriy
Регистрация
27 Май 2011
Сообщения
7,345
Поблагодарили
7,891
Город
Казанская губерния
XX век стал периодом применения масштабных практик по искоренению русской идентичности. Сегодня нужны не менее масштабные усилия по ее реабилитации

Всемирный русский народный собор (ВРНС) существует с 1993 года. Но концепция организации до сей поры остается двойственной. Что это — просто официозный форум патриотической направленности или форма общественного представительства интересов крупнейшего народа России? То есть нечто аналогичное Всемирному конгрессу татар, Всемирному курултаю башкир, Всемирному чеченскому конгрессу, только в варианте для русских.

Последний вариант, логично вытекающий из самого названия собора, пока остается сугубо гипотетическим. Тем не менее именно с ним связана возможность обретения организацией своей уникальной миссии в российской общественной жизни. Признаком поворота к этой миссии стало выступление патриарха на прошлогоднем соборе, в котором он сделал, кажется, не очень услышанное, но важное заявление: «Собор является достаточно зрелой и влиятельной организацией для того, чтобы представлять русский народ на площадках межнациональных дискуссий». «Представлять русский народ» (пусть даже лишь «на площадках дискуссий») — это в любом случае серьезная заявка. Тем интереснее, что она была дополнительно подтверждена и в новейших программных документах — выступлении патриарха Кирилла 11 ноября, Декларации русской идентичности и Соборном слове, принятых на XVIII соборе.
AdRiver
Реклама

В них можно обнаружить несколько тем, дающих новое и, на мой взгляд, верное звучание «русскому вопросу» в российской общественно-политической жизни. В их числе:

— признание того, что табуирование русской идентичности из соображений государственного единства «многонациональной России» является прямым и верным путем к разрушению этого единства;

— возвращение к широкому понятию «русскости» (по культуре, языку, исторической лояльности) в противовес пониманию национальности как «состава крови»;

— утверждение безусловного права русских на сохранение и развитие своей этнонациональной идентичности;

— постановка вопроса о формах цивилизованного публичного лоббирования интересов русских как этнокультурной общности.

Рассмотрим эти тезисы по порядку



Технологии дерусификации

Блокирование русского национального самосознания достигается двумя основными путями: угрозами и лестью.

Угрозы сводятся к тому, что национальное самоутверждение русских оттолкнет представителей других народов и подорвет их лояльность России. А лесть звучит примерно так: русские — такой великий народ, что ему не к лицу эгоизм; к этому народу принадлежит абсолютное большинство населения страны, глава государства, его язык является государственным, поэтому как-то специально беспокоиться о его правах и интересах нет никаких оснований, они будут реализованы просто «по факту существования России»2 (как говорится в статье Владимира Путина по национальному вопросу).

Второй род внушения действует даже сильнее — хорошему верить приятнее. Но полагать, что большой народ защищен самими своими размерами, — большая ошибка. Да, русских людей в России по-прежнему много. Но народ — это не совокупность людей, а система связей, предопределяющая их единство и солидарность. У больших народов эта система связей подчас оказывается более уязвимой, чем у малых. Малые народы могут страшиться ассимиляции, но большие — этнических надломов, распада некогда единого этнического поля.

За примерами далеко ходить не надо. На протяжении минувшего столетия мы столкнулись с масштабным примером успешного — и в основном сознательного — демонтажа крупного и развитого этноса. Я имею в виду обособление от общерусского этнического поля украинского и белорусского национальных проектов. Мы можем много говорить об «австрийских» корнях украинского национализма. Но основной вклад в дерусификацию западнорусских земель внесла национальная политика Москвы советского времени, нацеленная на «коренизацию» и профилактику «великорусского шовинизма». Как пишет историк Олег Неменский, «лишение в ХХ веке русского самосознания многомиллионных масс населения УССР и БССР через навязывание ему нерусских национальных идеологий — самый большой дерусификаторский эксперимент в истории, впечатляющий быстротой реализации и глубиной последствий».

И это далеко не единственный удар, нанесенный по русской идентичности в XX веке. Можно вспомнить и геноцидные практики в отношении опорных социальных групп русского этноса (расказачивание, террор против духовенства и дворянства), и попытки построения «новой исторической общности» (сначала советский народ, затем нация россиян), и, конечно, возникшее под занавес советского проекта ощущение общей исторической неудачи русских. В результате подобных обстоятельств возник эффект так называемой негативной идентичности — когда осознание принадлежности к той или иной социальной группе сопровождается неприятными переживаниями и, как следствие, стремлением по возможности дистанцироваться от нее. Это может происходить через поиск и акцентирование «нерусских корней», мазохизм «самоненависти», через распространение квазинациональных идентичностей.

В документах XVIII ВРНС последней угрозе уделено особое внимание: «На наших глазах без какой-либо фактологической основы конструируются некие квазиэтносы (“поморский”, “сибирский” и тому подобные), псевдоисторические концепты, раскалывающие русских, противопоставляющие их друг другу», — говорится в Соборном слове. Возникает парадоксальная ситуация, когда региональные, субэтнические идентичности — те же «поморы», «казаки», «сибиряки» — начинают подаваться и восприниматься не в качестве дополнения, а в качестве альтернативы русской идентичности. «Подобные процессы, — отмечается в документе, — вызваны серьезными ошибками, которые имели место в национальной политике, находившейся под влиянием идей мультикультурализма».

По характерному признанию одного из активистов «поморской идеи», все дело в том, что «государство ставит своих граждан в такие условия, что они мечтают стать нерусскими». Кстати, в «поморском» случае это объясняется и банальными экономическими интересами: квоты на вылов рыбы, охотничьи промыслы предоставляются коренным малочисленным народам, но в них отказано коренному русскому населению края. Очевидные и зримые преимущества этнических регионов в отношениях с федеральным центром также делают закономерными попытки «этнически окрасить» свой регион, чтобы повысить его статус в федерации.

Можно согласиться, что пока процесс конструирования квазинациональных идентичностей на региональной основе нельзя назвать масштабным (речь идет о деятельности узких групп активистов), но он, безусловно, симптоматичен. При определенных условиях «выписываться» из русских начнут уже не поодиночке, а большими региональными группами. В конце концов, если это произошло в случае с «западнорусскими», то можем ли мы быть уверены, что этого не произойдет с «южнорусскими», «северорусскими», «восточнорусскими» людьми? Дерусифицирующий регионализм способен подорвать единство страны куда в большей мере и куда в большем масштабе, чем сепаратизм этнических окраин.

Табуирование русской идентичности из соображений «неразжигания розни» будет этому только способствовать. В итоге государство, готовое принести «национальную гордость великороссов» на алтарь территориальной целостности, само готовит почву для будущего территориального раскола.



Нация как культурная лояльность

Сегодня доминирующая концепция этничности балансирует между двумя крайностями: абсолютно произвольное самоопределение (без каких-либо определенных критериев) с одной стороны и «кровь» — с другой. Эти две крайности, во-первых, противоречат друг другу, применяясь государством фактически одновременно (преобладает «заявительное» определение национальности, но в ряде случаев, например в случае принадлежности к «коренным малочисленным народам», требуется подтверждение происхождения). Во-вторых, неудачны каждая в отдельности, поскольку искусственно фрагментируют общество. Если национальность воспринимается как «биологическая» характеристика или, напротив, как вопрос «вкусовых предпочтений», то даже однородное в культурно-языковом отношении общество будет чувствовать себя расколотым. Альтернативой им обеим является понимание национальности как принадлежности к определенной национальной культуре, важнейшим критерием которой в нашем случае является родной язык, то есть «первый» язык, усваиваемый непосредственно в детстве.

«В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык», — фиксирует в этой связи соборная Декларация русской идентичности. Дальше авторы делают оговорку, вроде бы ограничивающую действие этого критерия: «Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами». Но в том-то и дело, что «биологическое» понятие национальности, принятое в советский период вместо культурно-лингвистического, — это своеобразная технология блокировки ассимиляционного потенциала русской культуры. По сути — еще одна технология дерусификации, перекочевавшая в наш обиход из арсенала советской национальной политики.

В результате мы получаем фрагментацию идентичности на индивидуальном уровне (когда люди начинают подсчитывать «проценты крови» той или иной национальности в своем организме) и отрицание единства русского народа на уровне коллективном (об этом тоже упоминает в своем выступлении патриарх: «Сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией»).

Основная повестка дня при решении «русского вопроса» сегодня — не приобретение каких-то особых прав, а признание того, что большой народ, так же как средние и малые, имеет право заботиться о себе 130.jpg Фото: ПАВЕЛ СМЕРТИН/ТАСС
Основная повестка дня при решении «русского вопроса» сегодня — не приобретение каких-то особых прав, а признание того, что большой народ, так же как средние и малые, имеет право заботиться о себе
Фото: ПАВЕЛ СМЕРТИН/ТАСС

Но в такой ситуации декларация русской идентичности должна быть не описательной, а коррекционной. Ее задача не зафиксировать заблуждения соотечественников, а содействовать их исправлению. В этом смысле акцент на культурно-лингвистический критерий «русскости» в декларации мог бы быть более определенным. Его продвижение будет усиливать гравитацию русской идентичности (и чисто статистически увеличивать количество русских в России).

Наряду с биологизацией русская идентичность подверглась в советское время еще одной неприятной операции — ее окружили фальшивым лубочным ореолом. Большинство развитых европейских наций являются продуктом «демократизации» высокой культуры, преимущественно аристократической по своему духу и генезису. Русские не исключение: в ходе XIX века культурные образцы, созданные аристократией, стали основой самосознания широких городских слоев. Однако впоследствии русская идентичность подверглась вторичной фольклоризации («рустикализации»), во многом для того, чтобы не слишком выделяться в ряду других «социалистических наций», не создавших собственной высокой городской культуры. Об этом рассуждает в одной из работ уже упомянутый исследователь Олег Неменский: «Сделать русскую культуру по преимуществу “сельской” в ее основах было уже невозможно (особенно на фоне массовой урбанизации), но вот на уровне образов национальной идентичности, “брендов русскости”, форм ее публичной презентации это произошло». Городская и аристократическая культура русских сохранялась в обороте, но полностью лишалась своего национального статуса. Общепринятым символическим выражением «русскости» стал набивший оскомину «матрешечно-балалаечный» ассоциативный ряд.

Трудно не заметить, что такая конфигурация символов идентичности глубоко искусственна и неуместна для нации, создавшей одну из эталонных европейских культур нового времени. Характерно, что эта сниженная лубочная идентичность не только вызывает у современных людей мало желания с ней идентифицироваться, но и имеет мало отношения к реальным фольклорным корням русской культуры, которые также оказались во многом забыты и вытеснены.

Необходимы специальные усилия в сфере культурной политики и политики памяти, чтобы вернуть русскую идентичность к ее аутентичному цивилизационному облику. Достойным примером такого рода усилий стала церемония открытия сочинской Олимпиады, где образ страны был раскрыт через образы русской городской культуры, с которой возникает желание идентифицироваться.

Достаточно точно и емко эту тему обозначил патриарх: «Важнейшим залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа необходимо признать сохранение базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры». Причем ее роль была отмечена именно в качестве стержня национальной идентичности русских, а не аморфно-наднационального достояния («мы не имеем права забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ»).



Право на идентичность

Как уже было сказано, дежурным ответом на «русский вопрос» является ссылка на многонациональный характер нашей страны. Удивительно, что этот аргумент применяется не только против негативных (в противовес иным этносам), но против любых форм национального самоутверждения русских (вспоминается анекдотический случай признания листовки «Русский — значит трезвый» экстремистским материалом). В случае с русскими на подозрении сама попытка очертить свое национальное «я» как что-то отличное от гипнотического «я» государства, статистической совокупности населения страны, «общества в целом». Такой подход блокирует рациональное отношение к собственным интересам, их соотнесению с интересами других этносов и интересами государства.

Чтобы снять этот «блок», русским нужен небольшой обходной маневр. Достаточно отойти на шаг и сказать: хорошо, вы не хотите слышать о нашем праве на государство (в уже цитировавшейся статье о национальном вопросе президент, как известно, отверг «насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение» и «попытки проповедовать идеи построения русского “национального”… государства»). Но как насчет нашего права на идентичность?

Применительно к коллективным общностям, оно, по сути, равнозначно праву на жизнь, поскольку речь идет о возможности народа воспроизводить себя в поколениях с помощью тех или иных культурных текстов, формул лояльности, повседневных практик. «Таким правом, — фиксирует патриарх, — безусловно, обладает и русский народ».

Это тезис одновременно банальный и революционный. Ведь в основу нашей национальной политики, унаследованной с советских времен, был заложен прямо противоположный ленинский принцип: «Большая нация обязана добровольно пожертвовать своими правами в интересах малых наций».

Основная повестка русского вопроса сегодня заключается не в приобретении каких-то особых прав, а в преодолении «заветов Ильича» в национальной политике, признание того, что большой народ, так же как средние и малые народы, имеет право заботиться о себе.

После серии масштабных дерусифицирующих экспериментов ХХ века нам необходима планомерная реабилитация русской идентичности. В том числе через проведение широкомасштабных кампаний по восстановлению ее традиционного дискурса, возобновлению ее прежних понятий. Эта реконструкция должна идти как раз по тем направлениям, на которых был нанесен основной удар, и включать в себя:

— восстановление широкого культурно-языкового понятия «русскости»;

— актуализацию классической/аристократической культуры как эталона русского самосознания;

— восстановление общерусской идентичности восточных славян;

— нормализацию регионального разнообразия русского народа.

Такого рода реставрация «русского» должна стать мейнстримом нашей политики идентичности. Ну а пока этого не произошло, актуально создание механизмов лоббирования соответствующих этносоциальных, этнокультурных интересов на всех уровнях. Формы и содержание этой деятельности требуют отдельного разговора. Хорошо, что собор, по меньшей мере, ставит эту проблему, заявляя о необходимости «разработки государственной программы, посвященной этнокультурному развитию русских».

Сегодня такой задачи государство перед собой не ставит. В этом отношении показателен перечень целей, декларируемых в «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года». Там упоминается немало полезных вещей (таких как «сохранение этнокультурного многообразия», «гармонизация отношений» между народами и т. д.), но какие-либо задачи, связанные с национальным развитием русского народа, с теми системными характеристиками, от которых зависит само сохранение этой общности в мировой истории, как таковые отсутствуют. У нашей бюрократии нет языка, для того чтобы не то что решить, но даже сформулировать такие задачи.

«Собор является достаточно зрелой и влиятельной организацией для того, чтобы представлять русский народ», — заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 131.jpg Фото: ПАВЕЛ СМЕРТИН/ТАСС
«Собор является достаточно зрелой и влиятельной организацией для того, чтобы представлять русский народ», — заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Фото: ПАВЕЛ СМЕРТИН/ТАСС

Справедливости ради, нужно сказать, что и самому русскому народу пока привычнее держать государство на плечах, подобно бессловесному Атланту, периодически размышляя о том, не лучше ли «сбросить бремя», чем использовать его в качестве инструмента своего выживания и развития. Изжить эту привычку столь же непросто, сколь необходимо. Быть может, это и есть та малость, которой государству не хватает для того, чтобы быть национальным, а нам — для того, чтобы считать его пусть тысячу раз несовершенным, но, безусловно, своим.
В поиске национальной идентичности
http://expert.ru/expert/2014/48/restavratsiya-russkogo/
 
Последнее редактирование модератором:

*Юрий*

Yuriy
Регистрация
27 Май 2011
Сообщения
7,345
Поблагодарили
7,891
Город
Казанская губерния
Форум Всемирного русского собора и принятая Декларация русской идентичности вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для поддержки широкой дискуссии мы представляем различные мнения экспертов и политологов о «русском» вопросе.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока.

— В Декларации русской идентичности предложена следующая трактовка: «русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа». Близка ли вам эта характеристика полностью или частично?

— Характеристика сия полностью отражает видение организаторов Всемирного русского собора и говорит о том, что они по мере сил и способностей своих продвигают не идеи, которые объединяют русских, обрусевших, потомков смешанных браков или жителей России (более узкое понятие — граждан России или более широкое — патриотов России), а пытаются втиснуть понятие «русскость» в некое прокрустово ложе, соответствующее их видению — личному и групповому. То есть выстроить некоторый забор вокруг себя, любимых, повесить на нем табличку «русские», а всех, кто под это понятие, с их точки зрения, не подходит, либо поставить в положение унтерменшей (если уж полагать, что русские в стране — главные), либо загнать за Можай.

Страна за последние сто лет дважды распадалась примерно из-за таких же дундуков. В первый раз там были соборность, народность и духовность (на практике скорее духовитость — эдакая смесь ладана с онучами с некоторой примесью кваса, дегтя и водки), а также православие, самодержавие, народность. Кончилось плохо: Российская империя гикнулась с кровопролитной Гражданской войной, и никакие охотнорядцы ее не спасли — да и не спасали. Во второй раз партийные бонзы от идеологии, немалая часть которых еще жива и, судя по Александру Андреевичу Проханову, очень неплохо себя чувствует, всей своей неистовой деятельностью по укреплению основ социалистического отечества и борьбе с инородцами, чужеродным влиянием, джазом, роком и жидомасонским заговором подготовили распад СССР так умело, как никакому ЦРУ и за сто лет бы сделать не удалось. Ну, бог троицу любит…

Хотя обидно третий раз за столетие терять хорошую страну. Никакая «болотная» или иная оппозиция не сможет создать столько обиженных, оскорбленных, открытых и скрытых противников власти и государства (что не одно и то же), сколько предложенная формула.

Кстати говоря, русский атеист или агностик, русский старообрядец, русский католик или буддист (а их, даже если забыть об атеистах и агностиках, которых в стране куда больше, чем принято считать, в некоторых районах побольше, чем православных, приверженцев РПЦ — причем кое-где в разы) не является русским? Что до «не имеющих иных этнических предпочтений»… Авторы концепции не в курсе, что у нас русские женятся и выходят замуж не только за русских? И если копнуть их самих, много интересного можно накопать для будущих проверок на чистоту расы? У Гитлера тоже, помнится, многие не хотели быть евреями, цыганами или чехами — а деваться было некуда, и все пошли туда, куда пошли. Вместе с теми, от кого полагали необходимым откреститься: в концлагеря и крематории. И вот как раз их особенно и не жалко.

Так вот, не надо заставлять людей выбирать между татарским или эстонским дедушкой, польской или еврейской бабушкой, украинской или чувашской тетей и армянским или узбекским дядей. Большой сволочью надо быть, чтобы этого не понимать. И еще большей, чтобы понимать, но на голубом глазу настаивать на предлагаемой формуле.

При этом содержащиеся в предложенной вниманию публики формуле опции «русский — это человек, считающий себя русским», «говорящий и думающий на русском языке» и «ощущающий солидарность с судьбой русского народа» — конструктивные постулаты, с которыми можно только согласиться. Страну они укрепляют, население сплачивают, никого не оскорбляют и не навязывают идиотский выбор, придуманный идиотами для идиотов. И автор с ними вполне согласен. Поскольку только на такой основе из племени возникает народ, а из народа нация, которая в состоянии построить такую страну, как Российская империя, СССР и Россия. Все прочее ведет к деградации — причем быстрой и неизбежной. Сербы при Милошевиче на такого рода вещь клюнули — что там от Югославии осталось? И какой ценой она разделялась? Или «соборники» полагают, что они в случае успеха удержат Якутию? Поволжье? Дальний Восток и Сибирь? Урал и Северный Кавказ? Не говоря уже о столицах. Ну может, что-то где-то на чертовых куличках они под свое православно-племенное и открыжат. Вот только рады ли будут такому результату?

Так что частично-то формула верна. Только съесть ее предлагают целиком. Такое вот странное варево: наваристый борщ с парой ложек дегтя. И ведь не придерешься: борща больше. И намерения, повторим, добрые. Мозгов в головах там нету — сплошная кость. Знаний нет насчет того, как мир устроен. О стране и не говорим. Непробиваемый апломб и стремление потянуть одеяло (или рясу с армяком и зипуном) на себя и выйти во властители дум и большие боссы. Прости, Господи, неразумных сих и вразуми их ради их же детей — хоть посильным увещеванием, хоть громом с молнией, хоть по лбу чем придется — потверже.

— А что вы вкладываете в понятие «русский»? Русский — это кто?

— С цивилизационной точки зрения — то же самое, что римлянин (древний), американец, китаец или британец. Народ, ставший нацией и создавший империю и, что важно, цивилизацию (евразийскую по форме и по существу). Таких народов на планете очень мало — на пальцах одной руки можно сосчитать. Здесь важны в первую очередь язык и история. Религия (православие) до определенного исторического порога играет важную роль, которая затем уменьшается (и не со времен СССР и воинствующего атеизма, а с эпохи раскола и тем более реформ Петра), а после, с точки зрения ее центральной роли в формировании цивилизационной общности народа, практически сходит на нет. Тем более что православных и во вспомогательных частях вермахта, и на современной Украине среди военных и наемников, атакующих Новороссию, более чем достаточно. Как их, впрочем, более чем достаточно было в армии Саакашвили.

— Вы считаете себя русским?

— С культурно-цивилизационной точки зрения — безусловно. С этнической — я русский еврей. Не просто еврей, а именно русский еврей. Что сильно отличает меня от еврея бухарского, горского, грузинского или тем более марокканского, американского или немецкого. Притом что общие предки с американским и немецким евреем у нас вполне могут быть — но именно предки и не более того.

— Являются ли русские государствообразующим народом России?

— Да, разумеется, исторически это так. Русские при этом связали всех прочих жителей России между собой, как вода скрепляет в бетон цемент, песок и гравий, изначально ничем не соединенные. Выпарить из бетона воду теоретически возможно — вот только здания не будет и быть не может: останется куча обломков в большой луже. И кому от этого будет хорошо? Русские связали воедино финно-угров, тюрок, народы Кавказа, Сибири и Дальнего Востока (в первую очередь корейцев и северных китайцев), евреев, немцев и прочих западноевропейцев, а также славян всех мыслимых типов, от поляков до украинцев и белорусов, которые составили единый народ единой страны, в которой мы пока еще живем.





Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения.

— Мы наблюдаем два вектора в процессе поиска национальной идентичности. Один инициировало государство, лично президент, еще на Валдайском форуме в прошлом году. Второй образовался стихийно: на волне украинских событий «русская тема» сама собой пошла в народ и появился запрос на ее трактовку. То есть мы видим процессы сверху и снизу. Достаточно ли этого, чтобы организовать общенациональный дискурс о поиске национальной идентичности?

— Война — это такое время и место, когда вопрос, кто свой, а кто чужой, решается очень быстро и однозначно. Гибридная война в Донбассе, информационная война между Россией и Украиной, конфликт между Россией и Западом — ровно те обстоятельства, которые пробудили к жизни нашу национальную идентичность, активировали заложенное в нас нравственное чувство и представление о должном и недолжном поведении. Мы все сегодня отлично чувствуем, кто свой, а кто чужой. Дело интеллектуалов — сформулировать и закрепить это интуитивное ощущение, превратить его в понимание, в чеканную формулу «российскости» и «русскости». И это должна быть формула инклюзивная, включающая в русский мир, а не исключающая из него представителей других национальностей, религий, цвета кожи, происхождения, взглядов и убеждений. Нам нужна своеобразная «гражданская религия», которая позволит не инкапсулироваться, отсоединяться, закрываться от большого мира, а наоборот, идти в него, привлекать, культурно присоединять и, если хотите, соблазнять другие этнические, религиозные, культурные общности, предоставлять им больше возможностей жить и развиваться в нашем русском пространстве.

— Вообще, можно ли говорить, что тема актуальна для наших граждан? Есть мнение, что простых людей вопрос самоопределения не заботит, а вот попытки навязать обсуждение места «русскости» в нашем государстве приведет к межнациональным конфликтам и усилит и без того набирающие силу ультранационалистические настроения.

— Около 87 процентов наших респондентов обычно называют себя русскими. Лишь незначительная их часть считает Российскую Федерацию местом, где права русских ущемляются, так что тема повышения статуса русских в нашей стране особой популярностью не пользуется. Более того, националистические лозунги и националистические движения в 2014 году потеряли значительную часть своей привлекательности из-за звериного оскала украинского национализма, который проявился и в кровавых провокациях Евромайдана, и в террористической войне государства против собственного народа в Донбассе. Все, что связано с национализмом, в том числе русским, в подобном контексте наших соотечественников скорее отпугивает, чем привлекает. В связи с этим наиболее перспективным представляется дальнейшее движение по пути формирования российской гражданской нации в рамках той концепции, которая была одобрена президентом Медведевым в 2011 году.

— Буквально за полгода в общественном сознании появилась летучая формулировка «русский мир», за который уже сражаются чеченцы или условные украинцы. Это некая удобная оболочка в отсутствие более глубинных, не нащупанных смыслов национальной идентичности?

— Понятие «русский мир» разрабатывалось отечественными интеллектуалами как минимум с середины 1990-х, постепенно пробивая себе дорогу на страницы газет и в дискурс официальных органов власти. И небезрезультатно. В 2007 году президент Путин учредил фонд «Русский мир» для поддержки русского языка и культуры за пределами нынешних границ РФ. В 2014-м понятие «русский мир» приобрело широкую известность в связи с темой Крыма, а потом и войны в Донбассе.

Содержание этого термина остается весьма противоречивым как для нашего образованного и политического класса, так и для общества в целом. Можно лишь сказать, что русский мир — это те люди, территории и страны, которые по каким-то причинам не воспринимаются нами как совсем уж далекие и чужие. И главные связующие нас узы — это язык, культура и общее прошлое.

Цифры наших опросов говорят, что проблемы русскоязычных жителей других стран россияне принимают весьма близко к сердцу. Но есть и ограничения — финансовые и военные. Во-первых, мало кто готов согласиться с тем, что государство будет обильно финансировать проекты, связанные с русским миром, за счет сокращения ассигнований на социальные программы, адресованные самим россиянам. Во-вторых, лишь незначительная часть наших сограждан хочет, чтобы Российская Федерация вступала в военные действия с другими государствами, пусть даже ради защиты русского мира.





Максим Шевченко, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.

— Есть чеканная формула Виктора Аксючица «Русский — тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским». Достаточно широкая и всеобъемлющая. Как вам кажется, зачем необходимо искать более узкие формулировки?

— Формулировка Всемирного собора более точная, чем формулировка очень уважаемого мной Виктора Аксючица. Но и Всемирному собору стоит говорить не о православии как о доктрине одной господствующей церкви, а о православном сознании, из которого вытекает русское самосознание.

Сужение до одной доктрины, одной церкви и конфессиональных рамок сужает русских. Потому что есть еще русские баптисты, русские католики, есть русские социалисты, в конце концов, которые совершенно не были православными. Но и они вышли из православия, отрицая его. А огромная масса советских людей, которые не были крещены? Они, что, получается, тоже не русские? Конечно русские! То есть я бы говорил шире. О христианстве, а не только о православии. Тогда сюда попадает и толстовство, оппонирующее официальной церкви, но черпающее истоки для своей полемики в русском народном христианском творчестве.

— Вы прекрасно разбираетесь в культуре и традициях исламского мира, кавказских народов России. Как, на ваш взгляд, эти национальные меньшинства воспринимают процесс поиска национальной идентичности?

— Российская Федерация — это один проект, а Россия — это другой проект, и она является только частью Российской Федерации. Российская Федерация — это политический проект демократической империи. Он больше, чем русский проект, который является фундаментальным зерном политического проекта, включающего в себя людей других этносов, национальностей и цивилизаций. Скрепляет федерацию договор, а не подавление и не ассимиляция русскими других народов. Так не будет и не получится. Другие народы будут сопротивляться этому до последней капли крови.

Допустим, чеченцы. Они не русские и не считают себя частью русского мира совершенно. Да, они считают себя частью этого мира в контексте языка, в контексте диалога с русской философией и культурой, в контексте каких-то наших общих ценностей. Но в целом эти народы другой цивилизации. А в русском народе они видят партнера, товарища, коллегу. И когда большие начальники других национальностей, те же кавказцы, говорят «мы русские», это звучит смешно. Но они в данном случае (тут надо понимать тонкости языка) подразумевают другое. Они говорят о том, что являются российскими гражданами, патриотами Российской Федерации и служат российскому государству. При этом, безусловно, они являются чеченцами, ингушами, аварцами, татарами и так далее. То есть они русские в политическом смысле. Для многих эти понятия сливаются.

— Считается, что интересы русских на протяжении минувшего столетия и по сей день были никем не защищены, не представлены. Производным от поиска национальной идентичности становится вопрос о признании русских государствообразующим народом России, как того требуют зафиксировать даже в Конституции. А нужно ли это самим русским?

— Предложения закрепить этническое превосходство одного народа над другими в Конституции преступны и малопродуманны. Они антигосударственные по сути и сепаратистские по форме. А также антиимперские. Потому что выделение по признаку превосходства одного из народов приведет к разрушению и распаду Российской Федерации и к гражданской войне по этническому признаку. Такие предложения выдвигают либо слепые, либо невероятно подлые люди.

Более того, я вас уверяю, что в так называемом этнически русском государстве русские опять окажутся внизу. А от их имени будут говорить разного рода политтехнологи, финансисты и бизнесмены, совершенно не русские по происхождению и имеющие вторые паспорта в карманах. Это путь, по которому пошла Украина, где правящая элита совсем не украинская. На Украине сегодня правят люди разных других национальностей. А украинцы как бараны рыдают толпой на майданах, убивают своих братьев в Донбассе и считают, что это украинское национальное государство.

http://expert.ru/expert/2014/48/restavratsiya-russkogo/
 
Последнее редактирование модератором:

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Может не совсем по теме. Все наверное слышали про современных язычников - родноверов. Честно говоря, поскольку ни одного живьем не видел, воспринимал их скорее как чудаков типа реконструкторов. С некоторых пор понял что все не так просто.
Во-первых, на каком-то сайте, не относящемся собственно к родноверам, увидел в анкете выбор религии "родноверие" наряду с традиционными. Фото, видео, музыки в интернете навалом. Песни довольно-таки глубокие. В какой-то области проводят праздники уже на уровне администрации района. То есть община их растет и процветает.
Во-вторых, на видео с Донбасса не раз замечал что некоторые из добровольцев принадлежат к ним. То есть в общине состоят отнюдь не одни бухие манагеры, желающие поиграть "в русов" на фоне природы.
В-третьих. Сегодня, бороздя просторы интернета, прослушал какую-то песню прославляющую языческих богов. Взгляд мой упал на комментарии. "Слава Роду" было написано на ЛАТИНИЦЕ. Не разобрался точно что к чему, но в комментариях общались родноверы из Сербии, Хорватии, Румынии, Польши, ну и ясен пень из России. Один был вообще откуда-то из Западной Европы. Меж собой частенько болтали на английском, поскольку иначе не понять друг друга. Я английскому обучен плохо, но с помощью Гугла понял, что эти люди из разных стран выражают желание чтоб все славяне объединились. Во как! То есть родноверие уже и международное течение.
Появилась у меня такая мысль, что в текущий момент наблюдаем мы возможно не секту чудаков, а рождение новой религии, которая лет через 300 будет ни чуть не хуже нынешних.
 

Irokez

Выживальщик
Регистрация
12 Сен 2012
Сообщения
7,806
Поблагодарили
15,119
Город
Воронеж
что в текущий момент наблюдаем мы возможно не секту чудаков, а рождение новой религии,
Гм...
Тут, понимаешь, такое дело...
Я с такой братвой знаком, на праздники к ним езжу иногда, ибо интересно с ними бывает...
Но на счет новой религии - это сильно сомневаюсь...
Лидеры у них, мягко сказать, не шибко адекватные...
Ты со стороны видишь общение энтузиастов, это действительно люди увлеченные и интересные, но фундамент, на котором они свой терем строят - такое болото, шо пипец...
 

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Но на счет новой религии - это сильно сомневаюсь...
Лидеры у них, мягко сказать, не шибко адекватные...
Ты со стороны видишь общение энтузиастов, это действительно люди увлеченные и интересные, но фундамент, на котором они свой терем строят - такое болото, шо пипец..

Если вспомнить первые века христианства, то некую аналогию провести можно.
Через 300 лет христианам пришлось собраться на Вселенский Собор и разобраться, а во что в сущности они верят. Поскольку до этого была куча различных течений в христианстве, зачастую противоположных друг другу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_Никейский_собор

Да и основа любой религии, положа руку на сердце, адекватностью не пахнет))
 

*Юрий*

Yuriy
Регистрация
27 Май 2011
Сообщения
7,345
Поблагодарили
7,891
Город
Казанская губерния

Олеся

Выживальщик
Регистрация
19 Июн 2012
Сообщения
3,824
Поблагодарили
4,362
Город
Краснодар
Заметила удивительную вещь. Большинство считающих себя православными в основно ни в зуб ногой в своей религии, даже "Символ веры" и "Отче наш" не знаю, то есть религию свою не изучают и не соблюдают, все поверхностно - куличи, яйца, раз в год свечка в храме - все. Больше ничего о Православии и о Христе ничего не знают. Библию некоторые в руках не держали. Но считают что в ней что-то не так. Но как только они переходят в другую религию то с таким энтузиазмом и остервенением начинают ее изучать и соблюдать, что просто диву даешься. То есть соблюдать 4 поста в православии и читать ежедневно молитвенное правило - трудно, а вот перейти в буддизм или стать кришнаитом и соблюдать запреты в еде, в цвете одежды и т.д., танцевать на площади с бубнами, читать мантры почему то не трудно. Парадокс...Так и с родноверием.
 

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Олеся, ничего удивительного. Большинство людей вообще не особо заморачивается и никогда не заморачивалось относительно дел неземных, и просто соблюдают традиции своего народа. А чтоб сменить веру, надо как раз сильно заморочиться по теме горнего мира.
 

Олеся

Выживальщик
Регистрация
19 Июн 2012
Сообщения
3,824
Поблагодарили
4,362
Город
Краснодар
А чтоб сменить веру, надо как раз сильно заморочиться по теме горнего мира.
- мне в этой ситуации не понятно только почему нельзя для начала изучить свою веру? Глубоко изучить с чтением святых отцов, Евангелия, соблюдением постов и поднятием подвигов, чтобы понять суть, а не внешнюю сторону только. А люди даже смысла обрядов и Таинств не изучают. Зато рвения на изучение других религий хватает. Те же родноверы, в большинстве Библию не читали даже. Мне лично понятна причина и она в духовной сфере находится, но как люди себе такие вопросы не задают меня удивляет.
А когда спросишь начинают "путаться в показаниях" и скатываются на оскорбления и хамство. Так проще :) Какая тут логика?

Это мне напоминает ситуацию из жизни:
Русский парень и калмык сидят в пиццерии. Заходит толпа калмыков и один из них берет стакан русского и выпивает его пиво. Тупо хочет подраться. Калмык который сидел с русским начинает заступаться за русского.
Далее происходит диалог:
- Как ты можешь с ним сидеть, они нас в Сибирь высылали.
- в Сибирь высылал калмыков Сталин?
- ну да, а ты с ними кентуешься
- Сталин был грузин, при чем тут русские?

Толпа зависла...

Так и тут - "какая еще логика" :)

---------- Сообщение добавлено в 14:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 14:00 ----------

Ну да каждому свое, вопрос только в то, кто родноверов движение спонсирует и какие преследует цели. Меня лично волнует то что некоторые из них очень агрессивно настроены. Ну и все помнят Федерала.
 

Похожие темы

Сверху