Смысл Жизни
Лесман А.Ю.
Дата: 08.09.2009
Источник —
http://lesmanart.ru/
Смысл жизни условно можно разделить на «космический» и «личный». О «космическом» смысле писать буду мало, так как меня он интересует в меньшей степени. Люди его разделяющие, как правило, не имеют трудностей с вопросом о личном смысле.
«Космический» смысл опирается всегда на веру в определённую модель мира. Моделей существует множество – это и вера в фаталистическую предопределённость, в загробную жизнь, в рай и ад, в реинкарнацию и так далее.
Каждая такая модель накладывает на всех людей, разделяющих веру в неё, свой отпечаток – в виде «личного» индивидуального смысла. Другими словами личный смысл вытекает (является естественным продолжением) из смысла «космического». В таком случае личным смыслом может быть стремление попасть в рай, стремление разорвать цепь рождений и смертей и так далее.
Конкретные действия для достижения конечной цели (смысла) жизни также регламентированы – не делай этого, делай вот это. Адептам учений понятно, что есть добро, что есть зло, что правильно, а что греховно, видно где правда, а где ложь.
А что делать людям, не имеющих чётких и однозначных ориентиров, дарованных (навязанных) извне или тем людям, которые по тем или иным причинам потеряли прежние ориентиры?
Для таких людей (и для меня) и посвящается дальнейшее повествование, а так же для психологов, занимающихся проблемами потери смысла жизни. Начнём разбираться.
1. Материальные ценности.
Сюда входят деньги, машины, квартиры, замки, яхты, самолёты и т.д.
Хотя этот смысл жизни очень часто навязывается родителями и социальным окружением как единственно правильный, хочется сразу указать на его явную иллюзорность, как минимум по двум причинам:
- Этот смысл жизни не обладает высокой надёжностью. Он легко тает при пристальном и непредвзятом взгляде, что часто случается у людей, которые в силу внешних причин теряют возможность для его осуществления (достижения) либо при простом осознании типа «всех денег всё равно не заработаешь».
- Материальные объекты (и деньги, как их эквивалент) – всего лишь определённый тип энергии (другими словами – инструмент). И странно ставить самоцелью получение энергии, только ради самой энергии – замкнутый круг.
Настоящий смысл должен обладать некоторым направлением, в котором может двигаться эта энергия, но не может ограничиваться только её накоплением.
2. Альтруизм.
Альтруизм является очень мощным и надёжным смыслом. Особенно часто его проявление можно встретить у людей, чутко воспринимающих свою смертную природу и у тех, кто узнавал о своёй быстро надвигающейся смерти, например, в результате врачебного диагноза.
Часто такие люди, находясь на пороге смерти, прикладывают все свои силы на то, чтобы помочь другим, научить их быть более осознанными, честными, гармоничными или даже своим личным примером показать, как можно полноценно жить и достойно умирать.
Психологи часто идут в свою профессию и занимаются ей многие годы, получают подпитку и поддержку именно в этом смысле жизни, особенно в трудных жизненных ситуациях и профессиональных кризисах. И, конечно же, этот смысл важен не только психологам, но и людям всех помогающих и обучающих профессий.
Лично для меня уже сам факт того, что альтруизм дарует полноценную, насыщенную, приносящую удовольствие жизнь перед лицом собственной смерти –очень о многом говорит. Смерть лучший советчик в вопросах выбора смысла жизни.
3. Преданность делу.
Тем, чем стал человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.
Карл Ясперс
Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключён в возможности, которую она нам даёт, - создать нечто большее, чем мы сами, или способствовать его созданию. Это не обязательно семья (хотя это прямая и самая широкая дорога, какую природа в своей слепой мудрости предоставила даже самой простой душе), это может быть любая группа, способная пробудить к жизни всё скрытое благородство и явиться для него мотивом для работы – делом, которое не будет уничтожено его смертью.
Уилл Дюран
Этот смысл жизни довольно тесно перекликается с альтруизмом, поскольку одним из основных его компонентов является помощь другим, выход за свои границы. Но акцент делается не на сам факт помощи другим, а на процесс этого делания – на «дело», которое совершает человек.
Очень важным является выход «за границы» и создание чего-то такого, что «не будет уничтожено смертью», даже после физической смерти человека (так сказать «смыслообладателя»).
4. Творчество.
Про творчество писать особо приятно.
Оно непредсказуемо, спонтанно. Оно не нуждается в оправдании, оно оправдывает само себя уже просто фактом своего существования. Творчество обходит все вопросы, порождающие «потерю смысла» - «зачем?», «почему?».
Творчество – это процесс, не замутнённый излишним думаньем и в этом процессе «здесь и сейчас» есть только творение и его творец, а может быть и творца уже нет.
Если человека, находящегося в процессе творения, спросить является ли его жизнь осмысленной – ответ будет очевидным.
Кроме того, творчество – это акт репрезентации своего бессознательного (Духа, Сновидения) в реальности. Другими словами, чтобы по настоящему творить, нужно иметь доступ к своей сердцевине – к своей «самости»: нужно уметь сбрасывать всё лишнее, наносное, что мы набросали поверх нашего «Духа» в процессе жизни.
5. Гедонизм.
Наверное, самый старый и самый теоретически мощный смысл жизни.
Согласно гедонизму смысл жизни заключается в самой жизни. В том, чтобы жить максимально полно, удивляться и радоваться неповторимости каждого момента и всему тому, что с нами происходит.
«Смысл жизни в удовольствии» – сильное утверждение. Поскольку человек, просто строя планы на будущее выбирает то действие, которое будет наиболее приятным. И даже выбор в пользу дискомфорта рассматривается теоретиками гедонизма, как дань реальности - стремление в результате получить конечное удовольствие.
Кроме того, гедонизм очень эластичен – он способен включить в себя любой другой смысл жизни. Такая жизненная активность, как творчество, любовь, альтруизм, преданность мотиву могут рассматриваться как значимые благодаря тому, что они в конечном счёте доставляют удовольствие.
6. Самоактуализация.
Так любимый гуманистами смысл жизни. Самым ярким теоретиком (и практиком) по праву можно считать Абрахама Маслоу.
Он считал, что человек изначально, от рождения, обладает неким «личностным профилем», состоящим из уникальных для каждого набора характеристик. И на протяжении всей жизни на человека действует некая понуждающая сила, постоянно подталкивая к наиболее полному проявлению этого «личного профиля».
Таким образом, с точки зрения Маслоу, человек стремиться к росту и самоактуализации просто потому, что он жив и больше ему для этого ничего специально делать не нужно (разве что разрешить себе чувствовать эту движущую силу). Скорее ему нужно не делать – не мешать этому процессу. Другими словами актуализация – это наш естественный жребий.
Однажды я уже сказал тебе, что наша судьба как людей состоит в том, чтобы учиться, к лучшему это или к худшему.
Дон Хуан
Встроенные мотивы, согласно Маслоу, имеют свою иерархию:
1. Первоочередной мотив – физиологический (еда, вода, секс и т.д.)
2. Если физиологические потребности удовлетворены, то человек, начинает заниматься удовлетворение потребностей более высокого уровня – потребности в надёжности и безопасности, любви и причастности, самобытности и самоуважении.
3. И когда удовлетворены все более низкие потребности настаёт черёд потребности в «самоактуализации», которую условно можно разделить на когнитивную (потребность в знании, инсайте, мудрости) и эстетическую (потребность в симметрии, согласованности, интеграции, красоте, медитации, творчестве и гармонии) потребности.
Кроме того актуализируемые ценности в себе уже содержат этический компонент. Например, Маслоу пишет, что «человек устроен так, что стремиться ко всё более полному бытию, а это означает стремление к тому, что многие называли бы «хорошими ценностями»: к спокойствию, доброте, мужеству, честности, любви, бескорыстию и добродетели».
Маслоу утверждает, что хорошие ценности уже встроены в наши организмы (или нашу психику) и если человек наберётся смелости довериться своему телу, своей «самости», то он естественным образом обнаружит их и для этого совершенно не нужно обучаться этике и этикету.
В завершение следует сказать, что Маслоу, рассматривая актуализацию, как естественный процесс, видел в обществе препятствие – очень часто общество навязчиво предлагает оказаться от своего личного развития, давая взамен лишь неуклюжие социальные роли, лишая необходимой для роста степени свободы.
По всей видимости из представленных смыслов нет какого-то одного универсального для всех, который исключал все прочие и заявлял свою правильность, в противоположность другим.
И, пожалуй, все эти смыслы об одном и том же, но с разных сторон, как в притче о слепцах и слоне.
Думаю, что каждому будет полезно чувственно примерить каждый из описанных выше смыслов и интуитивно определиться со своим направлением смыслообразующего вектора жизни… и жить более полно. Мне бы этого действительно хотелось и я верю в то, что это возможно.
Стоит пожалуй добавить, что есть опасность в стремлении к достижению не-трансцендентной цели, особенно это важно для людей, признавших гедонизм и самоактуализацию своими смыслообразующими целями. Хотя вопрос самотрансцендирования актуален и для других смыслов (альтруизма, преданности делу, творчество) и в определённом степени может служить проверкой на «чистоту намерений».
Например, если однажды задав себе вопрос «из-за чего альтруизм является целью моей жизни?» вы получаете честный ответ от самого себя «потому, что я хочу, чтобы меня любили, считали хорошим, а другие в действительности мне безразличны», то стоит задуматься о своей жизни.
Почему не-трансцендентное поведение опасно?
Чем больше человек сосредотачивается на себе, тем меньше он контактирует с Миром, тем меньше его возможности к личному росту (самоактуализации) и тем меньше его конечное удовольствие (гедонизм).
Хотя не стоит забывать и о себе, своих потребностях и своем росте, ибо без этих ингредиентов самотрансцендирование теряет смысл и становится отказом от жизни (некий вариант психологического самоубийства).
Другими словами, следует начинать с себя, но не следует собой заканчивать.
Виктор Франкл демонстрирует это метафорой с бумерангом «возвращающегося к охотнику, метнувшего его, только в том случае, если не попадает цель, точно так же люди возвращаются к занятости собой, только если они упустили свой жизненный смысл».
Схожую мысль демонстрирует Абразам Маслоу. Он говорит, что самоактуализированные личности мало обеспокоены собственным самовыражением и признанием другими. Они посвящают себя целям, лежащими за их пределами – они могут работать над решением крупномасштабных проблем – бедности, безработицы, экологии – или, просто заботиться о росте тех, кто рядом (что не делает их менее актуализированными, а их жизнь менее значимой).
Смысл жизни не остаётся неизменным на протяжении времени. Эрик Эриксон считал (и его теория полностью подтвердилась социологическими исследованиями), что в течении жизни происходит эволюция смыслов жизни.
Если в юности и зрелости наши мысли сосредоточенны преимущественно на себе, то ближе к старости локус внимания смещается за пределы собственного «я», при условии, что не произошло торможения психологического развития и все предшествующие кризисы решены. Эриксон определял эту стадию, как «заинтересованность в формировании следующего поколения и направляющем руководстве ими».