Человеку даны двенадцать жизней (варажники так говорят), если меньше, то лишь по причине, что он сам от них отказался.
Решил написать сюда, по теме, которую сам и создал:
«Глупости, от которых погибают «по незнанию» (недостатку опыта или информации) - для реальных случаев, произошедших с кем-нибудь, и собственных, когда прошел на грани…»
Но глупости не кончались, хотя расписался уже на пять страниц (это только по воде), и не коснулся чужих – только собственных, потому решил продублировать в своем разделе (северо-запад).
ПЕРВЫЙ:
(лет шесть кажется отроку)
Колхозное (в смысле общее) купалище, место сбора вечером. Ныряние с камьи (долбянки), вечерний ажиотаж, когда дуреют от озорства., долбянку облепляют и забираются разом – естественно притапливают – плавать не умею (это стыдно), сижу внутри, держусь руками, знаю (понимаю) – как бы глубоко ее под воду не затолкнули, рано или поздно всплывет. Потому каждым разом набираю воздуха побольше и держусь. Беспокойства нет. И вот в один момент теряю ее под водой, всплываю и понимаю, что плавать оказывается умею. Теперь детей так и учу – в смысле – сначала нырять на расстояние на мелководье – кто дальше и затем плавать – кто большее число гребков успеет сделать от груди с головой не погрузившись (под поощрение) – под счет. Через пару недель – каким бы ни был, с нурка раков ловят – достают из норы. Человек обучается на задаче, а чтобы выучить плавать. Задача никогда не должна быть на обучение плавать – об этом вовсе надо забыть (в смысле про воду), только задача (лучше игровая) которую надо сделать в воде. Позже, когда речь идет о спасении, о воде тоже следует забыть – только работа по текущей возможной или невозможной исполнению задачи.
ВТОРОЙ:
(когда в первый раз сообразил, что можно умереть по-глупому)
Возраст не помню (что-то между 20-12 лет). Прыгали с мостового бана, прохожие ходят мимо по мосту, иногда останавливаются – смотрят (стимул повыпендриваться), бывалые прыгают ласточкой, остальные солдатиком. Высота метров шесть. Хочется прыгнуть на головку, но стыдно – понимаешь красиво не получится. Додумался придти с утра – когда никого нет – «потренироваться». Страшно, уже на самом краю, а страшно, не решиться. Какой-то прохожий с девками сзади страшным голосом – «Прыгай!!». Прыгнул неготовым. Вошел в прогибе с разовым выныриванием – позвоночник «хрусь», словно переломило, не вздохнуть не пошевелиться – только губы и часть лица из воды торчат, боль аховая, а мыслей нет, кроме одной спокойной, по факту – «все» - пусто в чайнике, не обид ни сожалений. Позвать на помощь стыдно, да и люди далеко – только на мосту ходят (на смену спешат) – специально такое время выбрал, чтобы на воде и у воды никого. Руки раскинуты – попробовал пальцами рук – шевелятся, ноги в отказе, тело переклинило - так на ладошках, на пальчиках, не поверите, и доплыл, выполз частью на песок, часик полежал не двигаясь, потом стал шевелиться – приотпустило. Но срать на толчке было больно – обидно напоминало о себе. Несколько дней ходил тенью отца Гамлета (больше лежал), никому не сознался.
ВЫВОД: прежде чем что-то делаешь, новое и требующее внимания, проверь – нет ли рядом дубоелов (друг тоже может оказаться дубоелом), но главный добоел ты себе сам. Плюс - ложная стеснительность чревата.
Одновременно – самодеятельные спасатели тоже могут быть дубоелами, и ставлю на то, что они меня бы утопили, а если бы не утопили, то потормошив, доломали бы.
ТРЕТИЙ:
(возраст за 20 с хвостиком)
ПРЕЛЮДИЯ – чьей-то светлой погонной душе взбрело в голову, что парашютной подготовки для «трудновоспитуемым» явно недостаточно, велено было пытать водой, в качестве поощрения – отпуск, но только по получению квалификации, потому передали на два месяца специалистам (все по серьезному – с получением удостоверения, которым опять не перед кем не похвастать, - со всеми прочими запирается в сейф). Анекдот, но ввиду «особой секретности миссии», или же ревнивостью между родами (чужими хозяйствами) поручили подготовку гражданским специалистам. Как результат – явным переросткам пришлось косить под допризывников, только приходили из дома, а нас привозили и содержали при гарнизонной гауптвахте – бывшей царского времени гарнизонной тюрьме (она же перевалочный пункт для призыва – только призыва на тот момент не было) – не погуляешь, хотя перед тем губки раскатали. Пом.нач.разведки лично привозил, лично забирал – все под расписку - не загуляешь. В тюрьме (стоили же в царское время) – отдельная зала – общая когда-то камера – потолки – башка отвалится – занятия по расписанию (а мечталось – город же за стеной – проверить искусственное дыхание «изо рта в рот» не на резине)
Педагоги были старые, битые, с опытом - предмет знали и втолковывали на личных примерах. Мы уже не восторженные юнцы, соображали задавать вопросы умные – по существу предмета. Хлебали спирт с резиновой рожи макета (на искусственном дыхании), по блату «кислородный пунш» пробовали (взбитое кислородом яйцо-белок) – после него дышать не хочется, и все рекорды нырка в длину и «посиделок» под водой кроешь запросто. Если рядом есть друг (не дубоелб) можете попробовать, но с секундомером и условием, что через пять-семь минут (если еще в обморок не упали) бить в живот и убеждать начинать дышать (хотя не хочется и тому требуется усилие), ну и понятно реанимировать, если пересидел. Легкая смерть, и главное – непонятно почему умер – просто перестал дышать и все.
К концу курса знали о болезнях все. Но я бы под воду не пускал раньше, чем человек 30-летний рубеж не перескочил. Все подводные болезни от глупости, невнимания, разгильдяйства, нетерпеливости и паники (других причин не бывает). Есть такая мелочь как насморк, на котором не продут евстахиевы трубы и рискуешь разрывом барабанной перепонки или паника всплытия (всплывать следует при открытом рте, не быстрее пузырьков воздуха, иначе разрыв легочной ткани обеспечен – казалось бы 10 метров, а уже 2 атмосферы и по сути воздуха в грудине вдвое больше, и он, падла, расширяется по законам физики, если отчего-то тебе хочется по-быстрому вынырнуть пробкой…)
После всего – погружений «на природе». Прохождения дистанций в бассейне, поиску, ориентированию, экзамен (кроме теории – ответы на вопросы в письменном виде, и устно – понимаешь ли то, что понаписал) по сути простой – шестиметровый бетонный бочонок с мутной захламленной водой (дохлая кошка тоже присутствует – но это от щедрот нач.разведки, который прибыл на «мокрое» убедиться, что его орлы самые орлистые), нужно найти определенные предметы, произвести сборку, еще ножовкой пилить решетку – указывается конкретно в каком гнезде, и кусочек этот явить на обозрение – прут помечен, чужое не прохиляет, ну и прочие радости. После, если справился, получаешь свои корочки – руку пожмут, корочки отнимут, взамен проездное удостоверение, напутственный инструктаж (о высокой культуре молчания) и в отпуск.
Кажется АВМ-6 (если не путаю – давно было). Шлем-маска. У меня как назло ноздрю заложило (в сознанку не иду – что я придурок откладывать, когда Сам здесь да еще и с Отпускными?). И что такое шесть метров? Фигня. Продуюсь… Пошел вниз, уже на четырех пришлось продуваться, левая встала на место, правая не хочет – болит. Время не то чтобы сильно ограничено, но лимит есть, решил перетерпеть, стало больнее, потом разом отпустило и потеплело внутри. Сделал что нужно под зачет – четко размеренно, экономно, как положено под водой – экономия движений и мыслей (чтобы не расходовать воздух) и к концу даже забыл, всплыл довольный. Снимаю докладывать - пол шлема крови.
Зачет сдал, но инструктор сказал, что дубоелб. Нач. разведки зачет принял по причине – что «задание должно быть выполнено при любых обстоятельствах», но пообещал после отпуска «проверку слуха». Промыли, удачно зарубцевалось, на слух не повлияло.
Это была прелюдия, теперь же…
БЕЗЛЮДИЯ – автономный зачет (два с лишним года спустя) – уже не партизнами при части, а опогоненный по всем правилам (особым распоряжением ввиду особой важности задач – партия смотрит и надеется! и еще бы, смотрите ТТХ характеристики Першингов того времени, и что тогда им могли противопоставить), во все смыслах волк (то есть не сосноелб), хотя возраст все еще детско-критический (30 нет). Пляж песчаник – километра на два, две изрядные скалы по бокам и ушли далеко вперед – как обрамление и защита бухты, но видны только их верхушки, по ранне-утреннему времени безветрие и классический туман по воде. Задача в плавках (в смысле ничего кроме пляжных плавок) затесаться средь утренних отдыхающих, потом уплыть вдаль, найти отметку буек, вскрыть, чтобы не «настучал», под ним на шнуре специальная вскрывалка-трубка, опуститься, сматывая шнур-улику к баллонам и уйти (не всплывая) в камни (пройти карман). Там затаиться куковать до темноты, пока не подадут световой сигнал. Все.
И вот тут «не пошло», дубососноелб решил перетерпеть еще раз (!) – подзабыл (не дали втыка), и ведь совсем близко – уже рукой чуть не тронул. Пшик, но уже с неприятнейшим подозрительным «буль-буль-буль» - на то же самое ухо. Пошел на всплытие. Опа! Планету закрутило. Вестибулярка отказала напрочь – полная дезориентация и заброс через левое плечо – круговое вращение организма (всмысле – головы).
Но что собственно произошло. Поскольку в подобных случаях на воде мало кто выживает, не могут рассказать – утонул и утонул – то как утопленник с изрядным стажем, делюсь - произошло следующее и со следующим эффектом:
Разорвало перепонку, воздух стал выходить и давлением заменяться водой (кстати, маска-шлем этого бы не допустила – то есть, в смысле барабанку бы все равно разорвало, но вода бы не прошла). А тут вода дотюкала до головного мозга и ввиду разницы температур (холодная) принялась терзать вестибулярку, то бишь каким-то макаром унижать аппарат равновесия (если бы с человеком произошло на берегу - он разучился бы ходить, опадал вниз ввиду кругового вращения мира вокруг него и вряд ли устоял даже на четвереньках). На воде это еще хуже – заброс влево и уход через затылок запрокидыванием, причем в физическом смысле. Плюс понимание, что сейчас произойдет отключка сознания и придется, хочешь не хочешь, хлебнуть солененькой.
Что интересно (как всегда) никаких сожалений, голое принятие факта за факт. Попытался ловить ориентир. Кувыркание куска (вершины) скалы (высота 300 с чем-то), потом условно, на своем вращении определил где кувыркается вторая, припомнил к какой был ближе, взял опять условный ориентир на берег-пляж он кстати и при хорошем здоровье уже пропал – туман скрыл. Только по горушкам и можно ориентироваться, но они подлые – отвесы все отполировано, на них не вскарабкаешься. А при волне о камни разобьет. Но на туман – на море гладь. Поплыл со сваливанием на бок и спину, плюс упорно разворачивает влево, но плыву и жду, когда сознание потеряю, так и выплыл не дождавшись. Пока доплыл, все помаленьку выровнялось. Вышел белее белого – пошел искать кому отчитаться о невыполнении.
Результат дубоелства – «беременность», перевод в легкотрудницы «до особого распоряжения», то есть, ежегодной врачебно-летной комиссии.
Обыдно, да?..
Если бы буек не уничтожил – были бы более серьезные санкции (выводы).
Заросла барабанка и на этот раз, даже на слух не повлияло (дуракам везет), но теперь приметный, всякий лор после этого восклицанием смотр сопровождает: «ба, да у вас два шрамика – первый раз такое встречаю - как вас удружило?»
ЧЕТВЕРТЫЙ
Взял у коллеги баллон (из тех малых, что когда плывут, впереди себя держат), прикрутил манометр проверил – нормально, хватит минут на двадцать, решил разом проверить – отрегулировать клапан легочного автомата – жестко подает. Чем мне, кстати, легочные автоматы первого АВМ нравились (которые большие и за спиной), можно отрегулировать под легкий вздох, а вот новые, что в мундштуке – особо Украина этим грешила – были такие дубовые, что на вздоче или потеешь, напрягаешься или вдруг травить начинает с бешенной силой.
Была подспудная мысль (баллон без бирки – личный – в смысле – уже краденый, списаный), что может быть не воздух. Но решил, что узнаю на вкус.
Угу…
Коллега гелием зарядил. Детям в подарок отвезти баллончик – дома шарики на первый май накачать.
У гелия оказывается такая подлость, что он нейтральный газ. Во всех смыслах. Ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Отрубился мягко с баллоном в руках, упал-осел, не стукнул ни головой ни баллоном – дышу (в смысле теперь уже умираю) но без осознания факта.
Тот самый случай, голодание головного мозга идет обманом - путем подмены кислорода на нейтральный газ.
Что интересно – была же мысль, что «ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЧУВСТВУЮ НЕЛАДНОЕ» и прервусь. Счас! Напарник (возившийся с собственным – решили посостязаться) не выдернул бы шланг – похоронили бы без музыки, и остался в памяти курьезным случаем, о которых рассказывают в кампаниях меж анекдотами.
ВЫВОД: коллега не дубоелб даже в том, что он бирку не повесил, - дубоелб тот, кто берет чужие вещи без спроса, но даже спросив, должен задать себе вопрос, а не дубоелб ли его коллега? Не кусается ли вещица?
/позже продолжу/
Как на духу. потому и других прошу - Без скромностей!
Описание события.
Выделение собственного ошибочного решения или кого-то из окружающих.
Какой ВЫВОД сделал. Грешил ли дальше? Т.е., пришлось ли наступать на те же грабли?
Также случай, который запал в голову – случился с кем-то другим.