Проблемы использования систем сотовой связи в чрезвычайных ситуациях
Под аббревиатурой ПМР скрывается широкий спектр самых разных систем двусторонней радиосвязи, от простых районных ретрансляторов до междугородних радиосетей, зачастую создаваемых для конкретных задач или сервисов.
5.2 Техногенные катастрофы
При катастрофах такого рода зачастую нарушается связь именно в том районе, где больше всего требуются скоординированные действия служб ЧС. Это может быть вызвано и повреждением телекоммуникационной инфраструктуры, и быстрой перегрузкой наличных ресурсов связи. Из приведенных ниже примеров видно, где и почему сотовые сети становились либо недоступными службам ЧС, либо бесполезными для них.
5.2.1 Атака на Всемирный торговый центр. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.
Атака террористов на Всемирный торговый центр (ВТЦ) 11 сентября 2001 года повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы и нанесла большой материальный ущерб.
Врезавшиеся в здания самолеты не только нанесли ущерб общедоступным наземным и мобильным сетям связи, но и привели к сильной перегрузке тех из них, которые все же сохранили работоспособность.
Фирма Verizon, крупнейший оператор связи в Манхэттене, где произошли теракты, после того, как обрушились здания, потеряла множество коммутационных станций. Была повреждена, уничтожена или затоплена масса кабелепроводов с медными и волоконно-оптическими кабелями вблизи комплекса ВТЦ, вплотную к которому тауже примыкал корпоративный центр фирмы с многочисленными кабельными колодцами и целым этажом коммутационного оборудования. Это здание было сильно повреждено упавшими обломками башен.
За считанные минуты Verizon утратила 200 тыс. телефонных линий, 150 тыс. магистралей частных АТС, 3,7 млн. каналов передачи данных и 10 ретрансляционных сотовых сайтов. В результате была нарушена связь у 14 тыс. частных и 20 тыс. корпоративных клиентов.
Положение усугубилось тем, что в первые 24 часа после терактов оказались сильно перегружены мобильные коммутационные центры другого оператора – компании Sprint. Этот провайдер попытался заменить утраченные сайты мобильными установками COW (Cellular on Wheels – "ячейки на колесах"), которые одновременно должны были увеличить пропускную способность сети. Однако в городских условиях Нижнего Манхэттена сделать это оказалось не просто.
Перегрузка сотовых сетей создала серьезные проблемы не только для частных пользователей, но и для служб ЧС. В октябре 2001 г. NCS (National Communication System – национальная коммуникационная система) – организация, консультирующая правительство США по вопросам связи – выдвинула инициативу создания системы приоритетных вызовов, которая бы гарантировала мобильную связь службам ЧС и правительственным чиновникам в чрезвычайных обстоятельствах.
Стало совершенно ясно, что коммерческие сети общего пользования не обладают ни отказоустойчивостью, ни емкостью каналов связи, которые необходимы в подобных случаях. Проявились, правда, слабые места и аналоговых радиосистем, используемых службами ЧС. Ряд серьезных недостатков подобных средств был отмечен в докладе МакКинси, подготовленном пять месяцев спустя по заказу службы пожарной охраны Нью-Йорка. Отдельные его выводы приводятся ниже.
- Портативные радиостанции пожарных оказались очень ненадежными в высотных зданиях, где не было возможности усилить сигнал и передать его на систему ретрансляторов.
- Оказался полностью забит эфир, так как на одной частоте начали работать сразу два канала экстренной связи, один из которых предназначался для высшего руководства пожарной службы, а другой – для поддержания контакта с машинами скорой медицинской помощи в масштабах всего города.
- На диспетчеров пожарной службы обрушилось огромное количество вызовов, которые поступали по самым разным каналам – телефону, радио, электронной почте.
На основании проведенного анализа составители доклада выработали ряд следующих рекомендаций.
- Расширить спектр для радиоканалов.
- Увеличить возможности использования системы управления и улучшить подготовку диспетчеров.
- Провести оценку зданий и инфраструктуры городской радиосвязи на предмет их соответствия требованиям служб ЧС.
- При возникновении крупных инцидентов наладить совместное планирование и координацию действий служб ЧС с организациями общественной безопасности.
5.2.2 Атака на Пентагон. Вашингтон, сентябрь 2001 г.
В тот же день, 11 сентября 2001 г., пилотируемый террористами самолет врезался в здание министерства обороны США в Вашингтоне.
Сразу после катастрофы сотовая связь в этом районе стала совершенно бесполезной – в ответ на вызовы раздавались лишь короткие гудки. Трафик в сетях Verizon возрос по сравнению с обычным для Америки уровнем в полтора-два раза, а компания Cingular Wireless – второй по величине оператор беспроводной связи – отметила в своей вашингтонской сети даже четырехкратное увеличение вызовов. В дополнение к этому невероятно повысилось количество разговоров в обычной телефонной сети, по которой частично проходит мобильный трафик. Скачок спроса на телефонные услуги привел к тому, что пользователям, включая сотрудников служб ЧС, приходилось подолгу дожидаться соединения, уже установленная связь внезапно прерывалась.
Чтобы исправить положение и обеспечить мобильную связь для управления операциями спасения, Verizon развернула вблизи Пентагона уже упоминавшиеся мобильные центры сотовой связи COW и раздала сотрудникам служб безопасности мобильные телефоны. В сетях фирмы Nextel в первые часы после теракта отказала лишь сотовая связь, но услуга прямого подключения Direct Connect, позволяющая устанавливать двустороннюю связь между владельцами телефонов, и двухсторонний обмен текстовыми сообщениями остались доступными. Оба эти сервиса нисколько не зависят от обычной телефонной сети общего пользования, что в немалой степени способствует их надежности и доступности.
Единственным средством, обеспечившим надежную и устойчивую связь служб ЧС в этих условиях, оказались их собственные системы ПМР. Вот что говорится по этому поводу в докладе организации беспроводных программ общественной безопасности PSWN, озаглавленном «Answering The Call: Communication Lessons Learned From The Pentagon Attack» ("Ответ на вызов: уроки связи, извлеченные из атаки на Пентагон"):
«Крупные инциденты, где бы они ни происходили, наглядно демонстрируют, что коммерческие сети просто не рассчитаны на то колоссальное увеличение вызовов, которое происходит в месте действия и вблизи него. Из результатов опроса следует, что надежную связь в таких условиях смогли обеспечить лишь наземные радиосистемы мобильной связи Land Mobile Radio Systems. Единственным исключением стала услуга Nextel Direct Connection».
Доклад содержит также некоторые другие выводы и рекомендации.
- Необходим план приоритетного доступа PAS к сотовой связи правительственных чиновников и сотрудников служб общественной безопасности в чрезвычайных условиях.
- Нужно разрабатывать новые региональные/общенациональные системы для решения проблем совместимости.
- Все перспективные коммуникационные системы следует конструировать, выпускать и развертывать на основе общих технических стандартов.
5.2.3 Взрыв в финском торговом центре. Окрестности Хельсинки, октябрь 2002 г.
11 октября 2002 года в торговом центре Myyrmanni, расположенном в пригороде Вантаа города Миирмяки вблизи столицы Финляндии Хельсинки, произошел взрыв бомбы, унесший несколько человеческих жизней.
Когда тысячи людей попытались одновременно дозвониться до служб безопасности по номеру 112, до своих друзей и родственников, работа сетей GSM, обслуживавших этот район, была полностью блокирована. Это серьезно помешало проведению спасательных операций, так как организовать размещение раненых в больницах можно было только при помощи сотовой связи. Сложности возникли и у пожарных, которые для связи с другими службами ЧС пользовались каналами GSM.
5.2.4 Авиационная катастрофа. Милан, апрель 2002 г.
В апреле 2002 г. небольшой самолет врезался в здание компании Pirelli (известное как Pirellone) в самом центре Милана.
Сразу же после катастрофы сети сотовой связи были перегружены множеством звонков, что сильно помешало проведению спасательных операций.
Поддерживать радиосвязь удавалось лишь по системе ПМР, однако радиооборудование различных ведомств оказалось несовместимым, в результате чего работы велись не так быстро и оперативно, как того требовала обстановка.
5.2.5 Пожар в Стокгольме. Март 2001 г.
Сильный пожар в стокгольмском туннеле, произошедший в марте 2001 г., привел к нарушениям энергоснабжения и связи. Он лишил электричества 50 тыс. городских жителей, серьезно сказался на деловом сообществе и телекоммуникационной инфраструктуре. Перебои в электропитании, начавшиеся в воскресенье утром, удалось устранить лишь к вечеру понедельника.
Крупнейший работодатель этого региона фирма Ericsson предложила 11 тысячам своих сотрудников не выходить в понедельник на работу, так как их рабочие места были обесточены. Такое же решение приняла и корпорации IBM в отношении 2 тысяч своих местных служащих.
В столице Швеции была сильно нарушена стационарная и мобильная связь, на восстановление которой ушло более 2 суток.