Принцип эксплуатации этой схемы примерно следующий. Допустим, вы собрались на пикник, рыбалку или охоту. Обе АКБ заряжены. Перед поездкой вы рубильников отключаете от бортовой сети второй аккумулятор, так как он пока что не нужен. Если он заряжен не полностью, оставляете его в цепи — пускай по дороге дозаряжается от генератора. Приехали на локацию — опять отключили дополнительный аккумулятор, и используете его энергию для своих нужд. Когда он сядет, штатный останется заряженным, и позволит без проблем покинуть место отдыха.
Если, вдруг, дополнительного аккумулятора в глуши вам не хватило, при должном запасе топлива вы сможете его в любой момент немного подживить от генератора. На крайний случай можно аккуратно попользоваться и штатным аккумулятором, но в таком случае придётся следить за его напряжением — чтобы не сел в ноль, и не оставил вас в затруднительной ситуации.
При эксплуатации такой схемы желательно прислушаться к следующей рекомендации. Если после автономной жизни у вас второй аккумулятор «дохлый», а во втором осталось энергии только на уверенный запуск мотора, не спешите сразу же заряжать их оба от генератора. Первое время не подключайте вторую АКБ. Подождите хотя бы часок-два, пока немного насытится штатная. Потом уже подключайте второй аккумулятор к бортовой сети — пущай тоже восстанавливается от генератора. При таком походе нагрузка на генератор будет божеская, и он прослужит дольше. А вообще, в таких ситуациях есть смысл вообще не насиловать генератор, а дополнительный аккумулятор восстановить уже дома, от стационарного зарядного устройства.
Способ №4. Установка изолирующего диода
Изолирующий диод — это силовой компонент, который устанавливается в разрыв плюсовой линии между генератором и двумя АКБ. Такую схему целесообразно использовать, если на борту автомобиля эксплуатируется очень мощный прибор, например, лебёдка. Принцип работы схемы предельно простой. За счёт диодов оба аккумулятора нормально заряжаются от генератора, но при включении мощной нагрузки на дополнительную АКБ — штатная в работе не участвует.
Схема подключения второй АКБ через диодный изолятор
Недостаток у этой схемы, пожалуй, только один. Диодный изолятор, даже из дешёвых китайских, стоит, как АКБ. С другой стороны, если второй аккумулятор вам нужен для питания менее прожорливой нагрузки, чем лебёдка, такой девайс вам ни к чему. Гораздо целесообразнее обойтись либо простым рубильником, либо коммутироваться следующим способом.
Сам изолирующий диод
Способ №5. Коммутация через разделительный контроллер
Последний адекватный и сравнительно простой способ подключения второго аккумулятора в автомобиле. Для реализации данной схемы, помимо силовых кабелей потребуется докупить так называемое управляющее устройство. Они бывают разные, дешёвые, электронные, программируемые… Из простых заслуживают внимания модели серии УРА, среди которых особой популярностью пользуется модификация УРА-200. Как устройство внедряется в связку штатный-дополнительный аккумулятор — видно на схеме ниже.
Схема подключения второй АКБ через УРА
Недостатков у этого способа коммутации почти нет. А вот преимуществ немало. Главный плюс — это универсальность. Вы можете реализовать разные схемы, под те или иные задачи, с аккумуляторами разных типов, ёмкостей и степеней износа. Стоит девайс тоже адекватно, за исключением, конечно, моделей на основе электронного контроллера. Но такие нужны не всем. Обычно вполне достаточно простого коммутатора из серии УРА или аналогичного.
Наглядно
Мифы о втором аккумуляторе в машине
В качестве заключения рассмотрим вкратце четыре распространённых в Сети мифа о втором аккумуляторе в машине:
Зарядку второй АКБ «не потянет» штатный генератор. Во-первых, большая нагрузка ложится на генератор только при условии, что он заряжает севшие в ноль аккумуляторы. Если штатный поддерживать нормально заряженным — генератор «ничего не заметит». Покупать более мощный генератор или устанавливать второй (как — чёрт его знает, но в Интернете и такое советуют) вовсе не обязательно. Это может понадобиться только в крайних случаях, если вы планируете воткнуть в машину дополнительный аккумулятор с КАМАЗа, и насиловать его вместе со штатным по полной программе. А так, обычная АКБ на 70 А*ч, разряженная не в ноль, потребляет при зарядке от генератора ампер 10…20, тогда как они обычно на легковушках способны выдавать 70…90 А. С запасом хватит на две АКБ.
Обе АКБ должны быть одинаковыми по типу и ёмкости. Что касается типа и технологии, то это не обязательно, но в некоторых случаях желательно. Выше рассказано, в каких именно. Что касается ёмкости, то здесь нюанс в следующем. Суммарная ёмкость двух АКБ складывается не из тех ампер-часов, которые написаны на их этикетках. Во-первых, у поношенного аккумулятора ёмкость может быть значительно меньшей, чем заявленный номинал. Во-вторых, суммарная ёмкость двух АКБ будет примерно равной умноженной на 2 ёмкости менее ёмкого аккумулятора. То есть, если в штатном, например, 60 А*ч, а вы купили и напрямую к нему подключили на 100 А*ч, то в общем котле вы получите не 160, а всего 120 А*ч. Вот такая математика. Кстати, она не работает, если подключать второй аккумулятор по первым двум описанным схемам.
Два аккумулятора будут разряжать друг друга. Этот миф частично не миф. Если один аккумулятор имеет сильный саморазряд, то он действительно будет разряжаться быстро сам, и потом тянуть энергию с дополнительного. Если же обе АКБ исправны, то, независимо от их ёмкостей, ничего такого происходить не будет. Тянуть заряд менее ёмкая АКБ с более ёмкой не будет, так как активация заряда зависит не от ампер-часов, а от вольтажа на клеммах. Конечно, если подключить разряженную батарею к заряженной, то первая начнёт заряжаться от второй. Но не потому, что её ёмкость как-то отличается. А потому, что у таких АКБ будет разное напряжение на клеммах — где оно меньше, туда и потечёт ток.
Дополнительный аккумулятор нельзя установить в салоне авто. Причина — ядовитые испарения. Этот миф тоже только наполовину миф. Если покупать классический аккумулятор с наливным жидким электролитом или изготовленным по АГМ технологии, то его действительно не стоит определять в салоне. Но на дворе 21 век. Если хотите АКБ в салон — купите гелевый, литий-ионный или литий-железо-фосфатный. Да, они дороже обычных. Но здоровье ведь ещё дороже.