РЛС системы "Aegis" позволяет обнаружить ПКР "Москит" с дальностей от 80 км и ближе при полете ракеты на высотном участке траектории на высоте 400 м. С этого момента, и до достижения ракетой рубежа 45 км от цели (на котором "Москит" уйдет ниже линии радиогоризонта и станет невидимым для РЛС системы "Aegis") у операторов ПВО корабля есть 46 секунд на реагирование.
Этого времени не достаточно для осуществления перехвата, так как только для достижения рубежа 45 км зенитной ракете SM-2 "Standart" необходимо порядка 60-70 секунд, учитывая время на определение параметров движения цели, предстартовую подготовку, принятие решения на старт ракеты, осуществление пуска и выполнение полета. Из этих 60-70 секунд порядка 15-25 секунд уйдет на предстартовые операции, для полета ЗУР SM-2 "Standart" на дальность 45 км необходимо затратить еще порядка 45 секунд. За время предстартовой подготовки, "Москит" пройдет расстояние порядка 11-18 км, сблизившись с кораблем на дальность порядка 62-69 км, с которых применение зенитных ракет уже полностью утрачивает свой смысл.
Дело в том, что зенитная управляемая ракета SM-2 "Standart" имеет комбинированную систему наведения (радиокомандное телеуправление, инерциальную и полуактивную радиолокационную). При полете на начальном и среднем участках траектории используется инерциальная система с коррекцией по радиокомандам. Если цель не маневрирует, то ракета совершает автономный полет с помощью инерциального блока. При этом она движется по траектории, заложенной в память ее бортовой ЭВМ перед пуском. В случае маневра цели на ЗУР с корабля подаются команды коррекции, соответствующие изменению текущих координат цели. При подлете на определенное расстояние до цели происходит ее захват радиолокационной ГСН за счет приема отраженного радиолокационного сигнала станции подсвета цели, после чего осуществляется полуактивное самонаведение.
Допустим, что оператор ПВО системы "Aegis" произвел пуск ЗУР SM-2 "Standart" когда до летящего "Москита" осталось 65 км. Упрежденная точка встречи двух ракет будет находиться на расстоянии порядка 38 км от корабля (находим это расстояние, зная скорости полета ракет).
На этой дальности "Москит" уже опустился на высоту 7-15 метров и приступил к выполнению противозенитных маневров типа "змейка". Но самое главное - атакующая ПКР вышла за пределы действия корабельных РЛС, и операторы ПВО утратили возможность наведения зенитных ракет на цель.
Далее сценарий прост: так как высота полета ПКР "Москит" на атакующем участке траектории составляет 7-15 м, это полностью исключает возможность применения по ней ЗУР SM-2 "Standart" по следующим причинам:
- невозможность повторного обнаружения атакующей ПКР и ее сопровождение из-за того, что ракета большую часть оставшегося пути движется за линией радиогоризонта;
- невозможность перехвата зенитной ракетой атакующую ПКР на фоне близко расположенной подстилающей поверхности (воды);
- выполнение атакующей ПКР "Москит" противозенитных маневров типа "змейка" с перегрузками, равными 10 g, превышающими возможности корректировки наведения зенитной ракеты на сверхнизких высотах.
На дальности 22 км функции ПВО передаются зенитно-ракетному комплексу "Sea Sparrow" с зенитной ракетой RIM-7. Ракета RIM-7 предназначена для поражения воздушных целей, летящих со скоростями 500 м/с (а скорость "Москита" составляет 750 м/с), следовательно, ее возможности по поражению сверхзвуковой ПКР "Москит" можно считать нулевыми.
Последним рубежом обороны корабля является 20-мм шестиствольная зенитно-артиллерийская установка Mark-15 "Phalanx".
Изначально этот комплекс противовоздушной обороны предназначался для ДОСТРЕЛА дозвуковых крылатых ракет, которые уже посечены поражающими элементами и осколками зенитных ракет, но смогли прорвать первые два эшелона противовоздушной обороны.
Опыт отечественного флота, вооруженного куда более мощной 30-мм шестиствольной пушкой АК-630 с темпом стрельбы 5000 выст./м и весом снаряда 0,39 кг, показывает, что даже стрельба по дозвуковой крылатой ракете, проходящей над кораблем на высоте 150-200 метров, как правило, не приводит к её немедленному поражению. ПКР типа П-15 выдерживает несколько прямых попаданий, продолжая управляемый полет.
Подразумевается, что зенитно-артиллерийский комплекс типа Mark-15 "Phalanx", при стрельбе по приближающейся крылатой ракете, способен сорвать ее атаку двумя способами:
- таким разрушением конструктивной целостности корпуса и аэродинамических поверхностей ракеты, которое может изменить ее аэродинамику, заставить ракету сойти с расчетного курса, что приведет к пролету ПКР мимо цели или ее падению в воду перед кораблем;
- попаданием снаряда в боевую часть, что может вызвать детонацию взрывчатки и привести к полному уничтожению ракеты в воздухе.
В отношении ПКР комплекса "Москит" первый случай представляется маловероятным по следующей причине: эффективная дальность стрельбы 20-мм Mark-15 "Phalanx" составляет 1470 метров (это всего 2 секунды полета "Москита"). Предположив попадание зенитного снаряда массой 102 грамма в мидель ракеты (площадью 0,4 кв.м.), летящей со скоростью 2700 км/ч и имеющей полетный вес порядка 2000 кг, можно допустить, что ракета получит определенные повреждения корпуса, которые будут вызывать завихрение аэродинамических потоков, способных привести к изменению курса. Возникающее при этом отклонение в полете будет компенсировать аэродинамическими рулями находящийся на борту ракеты автопилот. Маловероятно, что ракета, имеющая огромную кинетическую энергию и корректируемый прямолинейный полет, отклонится от маршрута настолько, насколько будет достаточно для промаха. Очевидно, что массивная высокоскоростная ракета весом две тонны просто "не почувствует" удар 102-граммового 20-мм снаряда.
Что касается попадания в боевую часть ракеты: даже предположив, что РЛС зенитно-артиллерийского комплекса "Phalanx" обнаружит приближающийся "Москит" на дальности (и с резервом времени) достаточным для реагирования, за 3 секунды до прихода ракеты на рубеж перехвата 1470 метров (дальность эффективной стрельбы зенитно-артиллерийского комплекса) от корабля (и за 5 секунд до встречи ракеты с кораблем) откроет огонь и на указанном рубеже (+/- 400 метров) выставит завесу из 50 снарядов. Зная круговое вероятное отклонение снарядов комплекса "Phalanx" в пределах 2,0 мРад (на дальности 1470 м фактический случайный разлет снарядов от точки прицеливания составит 2,94 м, а площадь рассеивания - 27 кв.м.), получаем математическое ожидание попадания одного снаряда в мидель ракеты (площадью 0,4 кв.м.) порядка 0,015. Таким образом, на каждые 1000 выстрелов придется только 15 попаданий в площадь, равную миделю крылатой ракеты "Москит". Так как у зенитно-артиллерийского комплекса "Phalanx" конструктивно задана первая очередь из 50 снарядов, то при наилучшем раскладе имеем вероятность попадания одного снаряда на рубеже эффективной дальности стрельбы порядка 0,0075. Последующий дострел ракеты на предельно близких дистанциях (стрельба "последнего шанса" - особый режим стрельбы очередью в 400 выстрелов или до израсходования боекомплекта, сильно влияющий на живучесть стволов) уже невозможен по причине высокой скорости "Москита", несопоставимой со скоростью реакции зенитно-артиллерийского комплекса "Phalanx" - 3 секунды. То есть в момент, когда на комплексе "Phalanx" будут готовы новые данные для стрельбы "последнего шанса" (рассчитана новая точка упреждения стрельбы), ПКР "Москит" уже будет в борту корабля.
В результате получаем предварительный вывод, не учитывающий возможности РЭП корабля: ракетно-артиллерийские системы ПВО, находящиеся на вооружении кораблей вероятного противника, в настоящее время НЕ СПОСОБНЫ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХВАТ сверхзвуковой крылатой ракеты 3М80(Яхонт)/3М82 противокорабельного комплекса "Москит".
Военно-морские силы США предпринимали неоднократные попытки завладеть ракетами "Москит" для отработки форм и способов противодействия. Речь даже заходила о контракте на поставку в США порядка сотни ракет, но этим планам не суждено было сбыться. Тем не менее, США удалось приобрести авиационные крылатые ракеты Х-31, скорость полета которых близка к характеристикам "Москита". Кроме того, ВМС США получили на вооружение сверхзвуковые мишени GQM-163A, на которых ведется отработка противодействие ракетам 3М80/3М82. Результаты испытаний показывают, что вопрос защиты кораблей от сверхзвуковых крылатых ракет остается открытым.
Более того, осознавая низкую боевую эффективность 20-мм шестиствольной зенитно-артиллерийской установки Mark-15 "Phalanx", американские кораблестроители начиная с 2009 года на вновь строящихся эсминцах типа "Arleigh Burke", вообще исключили эту систему из состава вооружения корабля.
В настоящее время в США идут НИОКР по разработке боевых лазеров, имеющих мощность излучения, достаточную для нанесения повреждения атакующей крылатой ракете. Как было заявлено в американской открытой печати, принятие на вооружение ВМС США подобных противоракетных лазеров ожидается не ранее чем через 20 лет. На создание лазеров ПРО, безусловно, уйдут суммы, несоизмеримые с затратами на продолжение серийного производства ПКР "Москит" и поддержание их боевой готовности на российском ВМФ - даже в условиях быстрого старения существующих носителей. Видимо, в этой связи руководством МО РФ было принято решение о продлении серийного производства ракет 3М80 и 3М82 до 2014 года включительно, что позволит обеспечить наличие этой ракеты на вооружении ВМФ вплоть до 2034 года.
Алексей Суконкин