Глобальный финансовый кризис стал сегодня основным фактором, определяющим, как глобальные и региональные политические процессы, так и направленность развития внутриполитической ситуации практически во всех странах мира.
Несмотря на чрезвычайные меры, предпринимаемые лидерами практически всех стран мира по его разрешению, интенсивные консультации и саммиты на самом высоком уровне, пока успехов в этом направлении достичь не удается.
Причина этого состоит в том, что глобальный финансовый кризис является лишь проявлением более глубокого и масштабного цивилизационного кризиса, который охватывает практически все стороны жизни современного Человечества.
К основным диспропорциям и противоречиям, породивших глобальный (цивилизационный по своей сути) кризис можно отнести:
1. Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос – как и за счет кого?
2. Диспропорциями в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья.
Разрешение этого конфликта возможно, либо установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо достижением контроля промышленно развитых стран над основными планетарными сырьевыми ресурсами путем установлением их господства (в какой-либо форме) над странами-поставщиками сырья.
3. Противоречием между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми.
Его разрешение также возможно, либо за счет установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо фактическим уничтожением суверенитета развивающихся стран, установлением над ними в той или форме военно-политического контроля стран промышленно развитого Запада.
4. Противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой.
Его разрешение возможно, либо построением единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты, с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов, либо создания мирового порядка, как сообщества суверенных государств, отражающих интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль, а транснациональные структуры не имеют самостоятельной политической субъектности.
5. Противоречие между объемом мирового «финансового пузыря» и масштабом реального сектора мировой экономики.
Его разрешение возможно либо устранением (в какой-либо форме) мирового «финансового пузыря», что чревато утратой власти транснациональной финансовой элитой, либо его «конверсией» в реальный сектор экономки, что будет означать установление безраздельного экономического господства транснациональной финансовой элиты над миром.
6. Противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности.
Его разрешение может быть осуществлено либо построением единого мирового государства, с преобразованием нынешней транснациональной финансовой элиты в единственный субъект мировой власти, либо устранением финансового господства транснациональной финансовой элиты в системе международных экономических отношений с восстановлением экономического суверенитета государств.
7. Противоречие между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих цивилизационные различия, порождающих власть идей (в той или иной степени).
Разрешение этого противоречия возможно только за счет установления единой духовной основы мирового порядка.
Диспропорции и противоречия, породившие начинающий свое развитие цивилизационный кризис охватывают все сферы жизнедеятельности Человечества и соответственно изменения в обществе, направленные на устранение этого кризиса должны будут охватить все аспекты мирового порядка. То есть речь идет построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам, отличающимся от настоящего.
Именно по этой причине меры, ориентированные на преодоление именно финансового кризиса не позволяют и, можно смело утверждать не позволят, разрешить этот цивилизационный кризис, а значит, и устранить его проявление в финансовой сфере – финансовый кризис.
Опыт разрешения двух подобных кризисов в начале и в средине 20-го века показывает, что их разрешение проходило через мировые войны – Первую и Вторую.
Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий, породивших этот кризис показывает, что они носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов этот кризис разрешен не будет. А это означает неизбежность применения военной силы для их разрешения. Учитывая мировой характер кризиса можно полагать, что и масштаб применения военной силы для его разрешения приобретет мировой масштаб.
Таким образом, можно утверждать, что надвигающийся цивилизационный кризис с весьма высокой вероятностью породит новую мировую войну и будет разрешен по ее итогам.
Пришло время обсуждать вероятный характер этой войны.
Основными аспектами, определяющими характер любой войны являются: ее участники, цели, преследуемые ими в этой войне и решаемые ими задачи, применяемое оружие, основные этапы войны, факторы, определяющие ее ход и возможные варианты ее исхода.
Мировая война будет безусловно коалиционной. Состав коалиций, будет определяться приверженностью конкретных стран (точнее их элит) к той или иной модели нового мирового порядка, который они готовы отстаивать в войне.
Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий показывает, что сегодня новый мировой порядок может быть построен только по одной из двух моделей.
Первая, которую можно назвать сообразно ее сути, как "мир цивилизационной иерархии", когда немногие "избранные", определив себя как "интеллектуальное ядро человечества", сохраняют и увеличивают достигнутый уровень потребления, за счет жестокой эксплуатации остального Человечества с искусственным сокращением его численности, доведением до критически минимального уровня его материального потребления и духовной деградации.
Реализация этой модели предполагает исчезновение межцивилизационных различий - "унификацию" народов, по сути исчезновение самих цивилизаций, с разделением всего человечества на две "суперцивилизации" - "Золотой миллиард" и все остальные "эксплуатируемые недочеловеки".
Сегодня это проявляется в виде разделения стран на промышленно развитые, имеющие перспективу дальнейшего развития и страны мировой периферии, обреченные на деградацию в духовном, экономическом и демографическом отношении.
Вторую модель можно было бы назвать как "цивилизационная взаимоподдержка" или "цивилизационная гармония". В этом варианте цель глобализации состоит не в "унификации", а в развитии всех существующих цивилизаций, с сохранением и расширением для каждого народа и цивилизации "поля развития", что составляет основу развития каждого из них и всех вместе. Это путь в будущее.
То есть по сути дела новая мировая война будет вестись за то, на каких духовных основах будет построен новый мировой порядок: или в основе нового мирового порядка будет положен индивидуализм, эгоизм, подавление одного субъекта другим, принцип выживания за счет других, или в основу мировых отношений будет положена общинность, доминирование общих интересов совместного выживания и развития, над частными, принцип совместного выживания за счет взаимоподдержки.
В этом состоит ее качественное отличие от двух предшествующих мировых войн, которые велись главным образом за экономический передел мира.
Это позволяет концептуально определить состав возможных коалиций в будущей мировой войне. Их будет две:
1.Сообщество так называемых промышленно развитых стран, основу которого составит страны Западной цивилизации, духовные основы которых опираются на индивидуализм и материальное начало, порождающие власть денег, которые претендуют на роль мирового гегемона, контролирующего все мировые ресурсы, с уничтожением геополитической субъектности всех остальных цивилизаций.
2.Сообщество стран православной, исламской и других цивилизаций, в духовной основе которых заложено доминирование духовного над материальным, общего над частным, индивидуальным, которые объективно ориентируются на многополярный мировой порядок.
Сегодня ядро первой коалиции уже сформировано не только политически, но и военно-политически в виде блока НАТО.
Четко осмыслена и его глобальная цель в новой мировой войне – установление мирового господства – однополярный мир.