Рубловскис задался вопросом: «Можно ли Латвию вообще рассматривать в глобальном масштабе? НАТО — военная машина, а все, что связано с вооружением, — это даже не огромный бизнес. Чего только стоят бюджеты „на оборону“ разных стран (и что там Латвия, по сравнению, скажем, с Францией или Великобританией, не говоря уже о США). Так что, оборонные ведомства получают прямую экономическую выгоду от того, что ухудшаются отношения между НАТО и Россией. Военная махина ест все больше. И хочет еще больше. Да что там Латвия, когда все более явным становится противостояние США и Китая?! Американцев крайне беспокоит, что нарастает мощь Китая. Что значит в глобальном контексте Латвия, когда полыхает Ближний Восток и Афганистан в Центральной Азии, где сходятся интересы сверхдержав? Сейчас идут глобальные процессы, в которых Латвия вообще никак не может участвовать, она просто — точка на карте, или, если хотите, — место на границе с Россией, к которой НАТО приближается все уверенней и наращивает тут свою мощь. Именно последнее и надо рассматривать. Однако наращивание военного присутствия НАТО возле границы с Россией началось не в этом году. Достаточно вспомнить речь Путина в Мюнхене в 2007-м, где он сказал, что Российская Федерация будет действовать как самостоятельный субъект в международных отношениях, исходя из своих интересов, а не кого-то другого. То есть он подчеркнул — с независимостью России должны считаться во всем мире. Путин обозначил стратегический вектор. Это очень не понравилось американцам. Латвия, конечно, может стараться участвовать в каких-то процессах, но реальнее — банально превратится в плацдарм для сил НАТО, чтобы альянсу быть поближе к России. И если Афганистан и Сирия — регионы, где сталкиваются интересы сверхдержав, но там не сходятся границы России и НАТО, то в Прибалтике границы как раз сходятся».
Эксперт вспомнил прошлогодний инцидент, когда Турция сбила российский самолет: «Одно дело, когда самолет России сбивает Турция на границе с Сирией (и в конечном итоге у Эрдогана ухудшаются отношения как с другими странами НАТО, так и с ЕС), другое, если что-то подобное произошло бы над Балтийским морем. А в последнее время, заметьте, постоянно случаются инциденты в Балтийском регионе. То российский истребитель пролетит, чуть не задевая крылом натовский корабль, то натовские самолеты препроводят стальную птицу РФ поближе к границе. Но если российский самолет даже случайно зацепит крылом натовский корабль и рухнет в воду, то может случиться все, что угодно… Взрывоопасная ситуация! Балтика, повторю, это не Турция. Здесь сходятся границы НАТО, ЕС и России. Тут все военные базы противостоящих лагерей настолько близко друг от друга, что словно на пороховом складе: достаточно даже около двери по ту сторону вспыхнуть спичке — и запросто может рвануть. А дальше по цепочке — рванет еще дальше».
Раймонд Рубловскис признал, что чувствует серьезное беспокойство: «Кому-то очень хочется накликать беду. Но давайте проанализируем ситуацию. Россия может вторгнуться в Прибалтику, например, с целью — отодвинуть НАТО и показать: за кем, на самом деле, сила.
А войска НАТО в Прибалтике, что на земле, что на воде не в состоянии противостоять России, если конечно, не начнется война с воздуха и не полетят ракеты… Чисто гипотетически Россия может показать НАТО, что альянс не способен защитить своих союзников. В этой ситуации могут быть два сценария. Первый: если НАТО не отреагирует военным путем, тогда это будет означать конец альянса. Второй: происходит все большая эскалация ситуации с обеих сторон — до полномасштабного военного конфликта. А у обеих сторон — ядерное оружие… Если мы рассматриваем подобный сценарий, все подталкивает США к решительным действиям. И тогда здесь будет все намного страшнее, чем, например, на Донбассе. На Донбассе применялись только сухопутные силы за небольшим исключением, когда самолеты и вертолеты доставляли людей и боезапасы. Там авиация в активных боевых действиях не участвовала — ни самолеты, ни вертолеты, как, например, в Сирии (неверное утверждение — авиация использовалась, например, для обстрела центра Луганска — EADaily) И межконтинентальные ракеты там, понятно, тоже не падали, и с кораблей обстрелы не велись. А здесь, если будут применять всё и со всех сторон, то от Латвии, вернее, от Прибалтики, останется дымящаяся воронка. Поэтому не стоит России проверять на прочность НАТО, равно как и альянсу давно пора подумать, что он делает. А прибалтийским патриотам, которые с пеной у рта кричат «о вторжении России», предлагаю включить мозги, проанализировать, чего добиваются. Надо очень не любить Латвию, чтобы, живя здесь, делать все, чтобы еще больше злить сильного соседа и выступать за большее военное напряжение в регионе, пусть даже посредством присутствия тут НАТО. Сейчас совершенно нездоровая ситуация. НАТО сюда все больше перебрасывает солдат и бронетехники, Россия в ответ усиливает свое присутствие около границы. НАТО еще больше стягивает техники, Россия — тоже. И так с каждым месяцем все интенсивнее. Пружина уже не просто стянулась, но перенапряжена. Вспомните, с чего начинались две мировые войны в прошлом веке, что послужило спусковым крючком, чтобы понять опасность нынешней ситуации".
Эксперт предупредил: «Вся эта техника — успокоительная пилюля для нервной Прибалтики. Не переживайте, Эстония, Латвия, Литва и Польша, видите, как альянс о вас заботится — немного танчиков прислал, чтобы вы чувствовали себя в безопасности. Такое чувство юмора у руководства НАТО… Ну, разместят здесь батальон бронетехники — и что? Здесь по натовской классификации теперь размещают „батальон плюс“ — это около 1 000 человек, включая специалистов по радиосвязи, ПВО, обслуживанию разной техники. Значит, на четыре прибалтийские страны — примерно 4 000 солдат и еще техника. Конечно, эти силы не могут угрожать России, у которой только близ границы с Прибалтикой более 160 000 солдат, плюс ВВС, ВМФ и другие рода войск. На самом деле эту территорию крайне сложно оборонять. Все Балтийское море простреливается российскими ракетами и системами ПВО. Поэтому любая техника НАТО, которую будут направлять сюда в качестве подкрепления по морю, понесет огромные потери. Если, конечно, не будет подавлен Калининград… Теперь о наземной операции. Есть лишь узкий Сувалкский коридор — около 70 километров между границей России (Калининградской областью) и Белоруссией, по которому НАТО может поставлять в Балтию технику. Так и этот коридор Россия и Белоруссия может элементарно закрыть — и техника НАТО сюда просто не попадет, ни один солдат не проникнет. Альянс все это прекрасно понимает, поэтому никаких серьезных сил тут держать не будет: если — не дай Бог! — случится вооруженный конфликт, то вся техника и боевые силы НАТО быстро иссякнут. Единственное, что тогда останется, так это обмен ракетными ударами. Но от Прибалтики в этом случае, как я уже сказал, останется лишь дымящаяся воронка. Делайте, как говорится, выводы сами».
Напомним, что на днях в регионе Балтийского моря начались крупнейшие со времён холодной войны маневры НАТО. Учения Baltops-2016, Saber Strike-2016 и Anaconda-2016 проводятся вблизи российских границ, хотя официальные представители альянса традиционно заявляют, что учения не направлены против РФ и способствуют укреплению мира в Балтийском регионе. Всего в данных маневрах участвуют 18 стран НАТО, 50 боевых кораблей, 60 самолётов и вертолётов и более шести тысяч солдат. Учения проходят на территориях Польши, Германии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы. В акватории Балтийского моря отрабатываются совместные действия военно-морских сил, авиации и ПВО союзников по военно-политическому блоку. Также проводятся учебные противолодочные и десантные операции. Кроме этого, 6−8 июня в воздушном пространстве стран Балтии прошли учения стран и партнёров НАТО Rammstein Alloy 2, в которых оказались задействованы авиабазы в Рамштайне (Германия), под Шауляем (Литва) и ряд гражданских аэродромов в Прибалтике.
Одновременно с прибалтийскими маневрами Baltops-2016 и Saber Strike-2016 в Польше стартовали учения Anaconda-2016, в которых задействована 31 тыс. солдат из 24 стран (в том числе 12 тыс. из Польши, 10 тыс. из США, около тысячи из Великобритании), а также 3 тыс. единиц военной техники, в том числе танки и бронетранспортёры, более сотни самолётов и вертолётов и 12 кораблей. Особенность нынешних маневров НАТО — это участие в них нейтральных стран Скандинавии: Швеции и Финляндии. В частности, Финляндия впервые в своей истории принимает на своей территории войска НАТО.