Польско-канадский союз для Украины
Первая половина недели проходила в целом привычно: в частности, официальная Варшава на каждом шагу показывала свою твердость в вопросе санкций, направленных против России, а при этом — в обличии всячески «рекламируемой» польскими политиками российской «военной угрозы» — укрепляла свою оборонительную «мощь” в проводимых на ее территории маневрах НАТО и не забывала о своей очередной навязчивой идее — о «дружбе и братстве» с Украиной.
После встречи с премьер-министром Канады Стивеном Харпером, прошедшей в минувший вторник в Варшаве, Ева Копач заявила: «Я беседовала с большим другом Украины, премьером, который очень много делает для Украины. У нас общее мнение, что по вопросу санкций по отношению к России нужно говорить одним голосом. Позиция Канады и Польши совершенно однозначна: сохранить санкции и вынудить Россию к тому, чтобы она ушла с территории Украины и чтобы она соблюдала Минские договоренности».
С канадским гостем глава польского правительства обсудила также детали «украинского вопроса». «Есть готовность, чтобы мы вместе оказали помощь Украине — также в финансовой области и в области нашего опыта, который мы можем передать тем, кто отвечает на Украине за проведение реформ. Мы говорили тоже о том, чтобы систематически высылать там гуманитарную помощь», — триумфовала Копач.
В свою очередь Харпер отметил, что в соответствии с решением стран группы G-7 санкции по отношению к России нужно сохранить, а также их «усилить, если бы Россия усилила свою агрессию на Украине». Как заявил канадский премьер, «Канада и Польша никогда не смирятся с незаконной аннексией Крыма». «Вместе с Польшей мы сражались в Афганистане и вместе хотим развивать свободу и демократию на Украине», — подытожил Харпер.
Любопытно, что во время короткого визита канадского гостя Ева Копач (по образованию врач-педиатр) успела «отличиться» знаниями тонкостей дипломатии: она предала гласности планы Харпера посетить моряков военного корабля Fredericton, который принимает участие в военно-морских маневрах НАТО, а этот план канадцы как раз хотели сохранить в секрете — по соображениям безопасности.
В то же время бывший польский премьер Дональд Туск, который под конец прошлого года сменил этот пост на должность председателя Евросовета, громогласно заявил с трибуны встречи в верхах группы G-7 в Баварии: «В нынешней ситуации, если вообще начинать дискуссию об изменении санкций по отношению к России, то лишь для того, чтобы их усилить».
В море и на суше — везде НАТО
Кроме громких слов осуждения России при каждом случае и без случая, специальностью польских властей становится проведение военных маневров НАТО на территории страны.
В понедельник 8 июня начался морской этап крупнейших в истории маневров НАТО в бассейне Балтийского моря BALTOPS2015, который продлится до 19 июня. Впервые за последние годы в этих маневрах не принимает участия Россия.
В акватории Балтийского моря сейчас находятся 49 военных кораблей из 15 стран Альянса, в том числе американский десантный корабль «Сан Антонио». Во время учений отрабатывается, в частности, взаимодействие ВМС и авиации, поэтому в воздушном пространстве появились три американских В-52, а также 58 других самолетов.
В непосредственной близости от американских кораблей, несколько часов после их выхода из польского порта в Гдыни, появились российские самолеты. Американское командование даже опубликовало по этому поводу специальное заявление, в котором написало: «Американские морские пехотинцы с удовольствием наблюдали за представлением, организованным российскими ВВС».
Во вторник на западе Польши, в Жагане (неподалеку Зеленой Гуры) начались сухопутные маневры Noble Jump, в которых участвуют две тысячи военных из девяти стран НАТО. Их цель — отработка взаимодействия подразделений в рамках так называемого авангарда сил быстрого реагирования НАТО.
Европа не хочет воевать?! Странно!
Для официальной Варшавы, которая последовательно разжигает военную истерику в стране и пугает поляков российской «военной угрозой», неприятным сюрпризом, особенно на фоне этих маневров, стал опубликованный в среду доклад американского центра исследования общественного мнения Pew Research Center. Его специалисты провели опрос в восьми странах НАТО: США, Канаде, Великобритании, Испании, Германии, Франции, Италии и Польше, в котором спросили граждан, должна ли их страна применить военную силу в случае нападения России на государство-союзника по НАТО.
Оказалось, что только в двух странах, в США и Канаде, сторонники военной интервенции составляют более половины опрошенных: соответственно 56 и 53%. В Германии 58% участников опроса высказалось против того, чтобы их страна выступила в защиту союзника, во Франции этот показатель составил 53%, а в Италии — 51%. В Польше 48% участников опроса высказалось за военный конфликт с Россией в такой ситуации, а 38% было против.
Особенно возмутился таким сдержанным отношением европейцев к возможным «вооруженным шагам» своих властей вице-премьер и министр национальной обороны в одном лице Томаш Семоняк, которого в журналистском жаргоне в Польше называют шефом «фракции войны” в правительстве.
«В Европе нужно очень много говорить о новых угрозах, об оборонных нуждах, о том, что закончился золотой век мирных дивидендов после окончания холодной войны и Европа окружена угрозами. Мы — и СМИ, и правящие круги — должны будить общественность европейских стран к готовности, потому что времена изменились», — бил тревогу Семоняк сразу же после публикации доклада.
При этом он воспользовался случаем, чтобы повторить традиционную позицию официальной Варшавы по поводу американского военного присутствия в Европе. По его словам, «обеспечила она несколько десятков лет мира в Европе и по-прежнему она необходима».
Грустный конец президента
В отличие от всех этих интересных, но все-таки довольно привычных для поляков событий, более пикантным было сообщение со «двора» уходящего с политической сцены президента Бронислава Коморовского (напомним: 24 мая он проиграл президентские выборы, в которых боролся за свое переизбрание). Этот все еще действующий президент (новый перзидент Анджей Дуда вступит в должность 6 августа, после принятия присяги на специальном заседании Национальной ассамблеи) после проигрыша в выборах перестал показываться на публике и зашился в своей штаб-квартире.
Оказалось, что он до сих пор не освоился со своим поражением и с ужасом смотрит в будущее — до такой степени, что попал в состояние депрессии. По словам одного из политиков правящей «Гражданской платформы», «он никого не хочет видеть, он полностью разбит».
Политик раскрыл также известные всем полякам «тайны» функционирования системы власти: «Если бы кто-то ожидал его поражения в выборах, его ближайшим сотрудникам из канцелярии президента удалось бы организовать мягкое приземление — в предприятиях с государственным капиталом или представительствах за границей. А сейчас на это слишком мало времени».
Синдром тонущего корабля под названием «Гражданская платформа» привел к тому, что достоянием гласности все чаще в последнее время становятся пикантные детали функционирования ее политического «салона», поскольку ее лидеры начинают заискивать перед прессой и открывать кулисы нелицеприглядной политической кухни.
Наверняка в улучшении психического состояния прощающегося со своим постом президента не помог результат опроса мнения читателей газеты, которая распространила информацию о его депрессии. На вопрос «Был ли Коморовский хорошим президентом?» 72% участников опроса дало отрицательный ответ, а лишь 28% - положительный. Причем опрос был очень репрезентативен: приняло в нем участие почти 37 тысяч человек!
Убийственные записи
И вдруг после всех этих довольно стандартных событий в среду громыхнула сенсационная весть о том, что премьер Ева Копач отправила в отставку трех министров из состава своего правительства, четырех вице-министров, своего главного политического советника Яцека Ростовского, после жесткой беседы со спикером Сейма Радославом Сикорским убедила его в необходимости также ухода в отставку и объявила о том, что не подпишет ежегодного отчета о работе Генеральной прокуратуры — а это на практике означает отставку генерального прокурора. Формальным поводом этого кадрового землетрясения стали опубликованные одним из бизнесменов, ведущим свою личную войну с польской системой власти, деталей прокурорского дела, связанного со «скандалом с записями».
Напомним: этот скандал разразился ровно год тому назад, когда один из польских еженедельников опубликовал серию записей бесед политиков самого высокого ранга, которые «таинственная рука» сделала в одном из дорогих варшавских ресторанов. Даже видавшим виды полякам, отдающим себе отчет в наглости и беспринципности политиков, тогда от услушанного и прочитанного волосы встали дыбом. Речь даже не шла о том, что за казенные деньги политики отведывали самые экзотические блюда, попивали их самыми дорогими винами от знаменитых виноделов и платили за такой обед деньги, за которые статистическому поляку приходится прожить целый месяц. Речь шла прежде всего о том, в каком стиле и о чем разговаривают политики, когда им кажется, что их никто не слушит, а также о том, как в действительности относятся они к простым гражданам своей страны.
Тогдашний министр иностранных дел Радослав Сикорский, которого многие считали тараном американских интересов в Польше и Европе, вдруг заявил: «Польско-американский союз ничего не стоит. Он прямо-таки вреден, потому что дает Польше фальшивое чувство безопасности. Мы войдем в конфликт с немцами, французами… Потому что мы отсосали американцам. Фраера, абсолютные фраера».
Министр внутренних дел Бартоломей Сенкевич в свою очередь признал: «Польское государство существует только теоретически». Позже из разговора очередной пары высокопоставленных чиновников следовало, что именно он был автором идеи… зажечь будку охраны у посольства России в Варшаве во время массовых антироссийских беспорядков. Причем правнук знаменитого польского писателя Генрика Сенкевича, лауреата Нобелевской премии, отличился в записанном разговоре глубиной знания польского языка — прежде всего той его версии, которую используют жулики и бандиты. Однако с точки зрения языка и культуры дискуссии никому не удалось превзойти председателя Национального польского банка Марка Бельки. Этот бывший премьер-министр, вице-премьер и министр финансов, профессор-экономист свою компетентность и компетентность своих коллег и сотрудников измерял… длинной мужских органов.
В свою очередь министр транспорта просил своих влиятельных коллег в министерстве финансов помочь ему и его жене вывернуться из-под контроли налоговой инспекции, а министр инфраструктуры удивлялась, что кто-то может работать за 6 тысяч злотых (1,5 тысячи евро) — по ее словам «только вор или идиот» (в действительности 12% поляков могут лишь мечать о какой-либо работе, таков уровень безработицы в стране, а нескольким миллионам из них пришлось уехать за хлебом за границу).
Тогда, год назад, власти сделали все, чтобы замести этот скандал под ковер. Началось прокурорское расследование, но не по факту злоупотребления политиками своим служебным положением или иных подозрительных обстоятельств, а по факту… их незаконного подслушивания. Казалось, что власти были близки своей цели, однако в конце концов нейтрализовать аферу не удалось: целые тома прокурорского дела сейчас стали достоянием интернета.
Поможет ли острие бритвы?
Для поляков стало очевидным то, что после вотума недоверия, который правящая в стране уже восемь лет «Гражданская платформа» получила от избирателей в недавних президентских выборах, и в связи с грядущим поражением в приближающихся осенних парламентарных выборах представители властей хватаются, как каждый утопающий, — говоря словами польской поговорки — даже за острие бритвы. И именно это главная причина этой — так называемой — «реконструкции правительства».
Вместо того, чтобы осознать факт отрыва политики своей партии от действительности, нужд и ожиданий поляков, ее руководство по-прежнему концентрируется на нюансах политической технологии. На предыдущей неделе, например, оказалось, что Ева Копач за деньги налогоплательщиков наняла на работу… 50 хейтеров, которые будут яростно атаковать в интернете главного противника — «Право и справедливость», а скоро их число возрастет до ста (мы подробно писали об этом в предыдущей корреспонденции из Польши).
— Сотрясения в правительстве были эвфемистически названы реконструкцией. Это не первая реконструкция, связанная с аферой. В Польше дела не идут в хорошем направлении, кредит доверия по отношению к правящей партии кончился. Исчерпалась также кадровая лавка запасных игроков этой партии, — так судорожные попытки удержания наплаву тонущей «Гражданской платформы» прокомментировал президент-элект Анджей Дуда.
Поляки также «не купили» идеи обновленного правительства — несвежего блюда, поданного под новым соусом. Волна иронии и гнева захлестнула интернет. Точно отражает эти мнения комментарий одного из участников дискуссий: «Госпожа Копач и люди, покидающие свои посты, во главе с господином Сикорским, — это прекрасный пример наглости, бесстыдства, лицемерия и ханжества в польских правящих «элитах». Их нужно было уже давным давно выгнать из их уютных гнездышек. Стыд и позор! У здания правительства должны собраться сотни тыяч поляков и выразить свое возмущение их наглым поведением. Пусть это увидит весь мир!».
Александр Шторм