...дописал до конца и испугался....
....перечитал и не стал исправлять....
Пояснение для медленных, тупых, и читающих по долгу службы:
- это всего лишь мои личные галлюцинации и аллюзии, не нравится - отправьте меня в бан как психа, не читайте, если Вам УЖЕ ХОРОШО...
- это всего лишь реалии психиатрии и социологии как науки, внутри которых живете и Вы....
- это всего лишь слабые попытки ответить на вопросы в полной тишине восторгов с придыханием ....
-----------------------------------------------------------
Замучили меня вопросы.
Просто замучили.
И спросить некого.
Ведь хочется подойти к кому нибудь многомудрому, и, осторожно оглядываясь, спросить: "...а почему миллионы людей, в общем-то хороших, вяло сползают в клоаку, и ничего, совершенно ничего не делают для изменения своей жизни? Даже наоборот, сросшись с телевизором, уверенно ползут на кладбище....."
И сразу отбежать от многомудрого, чтобы не схлопотать по рылу за излишнее любопытство....
Но некого спросить.
И, все еще общаясь с людьми вокруг, расслабленно угасающими на территории "великой страны", все острее ощущаю - единственный способ, который оставлен этим людям для кардинального изменения своей жизни - смерть.
Конечно, я думал, что это мои собственные галлюцинации, и пора мне познакомиться с чудодейственной "галей", как называли некое волшебное лекарство завсегдатаи дурдома, где я работал некоторые время, с удивлением обнаруживая обоснованность и фактичность учебника психиатрии.
В таких печальных размышлениях я вдруг вспомнил лекции по психиатрии, читанные удивительным профессором Москетти, ученым и гипнотизером, вытащивщим не одну тысячу пациентов из трясины галлюцинаций.
Кто учился в Одесском медине, тот знает это имя.
Именно он когда то направил мои мысли к пониманию, что и здоровью, и болезни, и тупости, и мышлению, и ясновидению, и галлюцинациям мы УЧИМСЯ.
Много лет спустя оказалось, что, пока профессор Москетти насмешливо, но уважительно, тиранил ленивых студентов, мнивших себя великими человековедами, пытливый Мартин Селигман (Martin Seligman) мучил собак, детей и престарелых.
Он ставил эксперименты, признанные сегодня главными "кирпичами" в стене, на которой современные психологи вешают легкодоступные дипломы.
И вот, прямо сейчас, ну прям этим утром, пообщавшись с очередным крымчанином, который очень аргуметированно обьяснил мне, что "мы же ничего не можем сделать", я уже почти дотянулся до бутылки водки....
И вдруг вспомнил и профессора Москетти, и мистера Селигмана.
А теперь очень коротко.
Только научно обоснованные и экспериментально проверенные факты.
1. Для здоровой психики человека крайне важно чувствовать, что человек САМ контролирует свою жизнь и САМ принимает решения о своей судьбе.
2. Если лишить человека возможности принимать решения, меняющие его жизнь; если ломать его жизнь резко и жестоко, человек получает психическую травму, которая МНОГИЕ ГОДЫ влияет на его способность мыслить и действовать.
3. Если человек ДОЛГО находится в ситуации, когда кто-то или что-то ухудшает условия его жизни, он обретает крайне опасный для его здоровья и жизни синдром ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ.
4. Уникальная особенность этого синдрома - отказ человек от действий, способных улучшить его жизнь. То есть человек страдает, мучается, находясь внутри травмирующей ситуации, но не делает НИЧЕГО, чтобы из нее выйти.
5. Обязательный результат - ухудшение здоровья, вплоть до самых тяжелых заболеваний.
6. И самый интересный результат - неосознанные, а, часто, сознательные действия по уничтожению себя. Самоубийство как ЕДИНСТВЕННЫЙ протест против ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ.
А теперь еще интереснее!
Ситуации, когда ВЫУЧЕННАЯ беспомощность возникает.
1. Война.
Причем совершенно одинаково этот синдром возникает у всех типов людей - захватчиков и захваченных, военных и гражданских.
В открытом доступе есть весьма иниересные публикации про научные работы военных психологов - как не дать боевому подразделению скатиться в синдром выученной беспомощности.
Иначе солдат становится самоубийцей.
Или жесточайшим садистом, терзаемым страхом смерти.
2. Экономическая или социальная катастрофа. Потеря работы. Безденежье. Голод.
Самое забавное, что человек, пораженный синдромом ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ, видит и понимает что надо сделать для спасения.
Он не слеп и не глуп.
Он ЗНАЕТ что надо делать для себя и других.
Но он НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ, приближая свою смерть и гибель тех, кто от него зависит.
3. Длительное общение с системой здравоохранения. Увы, эта система отстроена так, чтобы подавлять волю человека, лишать его критичности и самоуважения. Появились даже такие явления и исследования социальных феноменов типа "идеальный пациент". То есть раб лечения, полностью подчиненный правилам больницы.
Кен Кизи великолепно описал такую больницу. Кому лень читать - смотрите фильм "Полет над гнездом кукушки". Книга дает шанс выйти из больницы. Фильм - не дает.
4. Длительный опыт общения с "правоохранительными" органами.
Без комментариев....
И вообще все что касается опыта общения с бюрократическими структурами государства....
Глобальная Академия Беспомощности.
5. Длительный опыт работы внутри закрытых, жестко регламентированных предприятий. От советских военных заводов до японских корпораций.
Последние годы я отчаянно радовался отечественным тренерам по корпоративной культуре, впаривающим свою розовую блевотину отьявленным самодурам, глупцам и бездарям на руководящих постах.
6. Длительное переживание потери близкого человека.
Ребенка, жены, отца и т.д.
Удивительный парадокс в том, что опыт потери стремительно перестает помогать взрослеть, обнаруживая конечность всего, от отношений до жизни.
Такой опыт все больше приводит к отказу от жизни, к добровольной "смерти при жизни".
И, позже, к разрушению социальных связей, деградации личности, тяжелой болезни и преждевременной смерти "от любви".
7. Длительная болезнь. Инвалидность.
Проблема уже не в тиранической системе здравоохранения.
Все тот же парадокс.
Люди с ограниченной подвижность впадают в беспомощность.
Потому что их этому учат.
И они УЧАТСЯ быть беспомощными инвалидами, диабетиками, онкобольными и др....
Вся индустрия социальной поддержки инвалидности это система приучения человека к зависимости от тех, кто его благодетельствует.
Кое что не буду выделять в отдельный пункт, типа это не важно. Система социального пртзрения и попечения, светская или церковная - фабрика клинических образцов "выученной беспомощности".
А церковная идеология для масс, вырощенная за зеленым стеклом тоталитарной колбы, это....
Впрочем остановлюсь....
8. Старость.
Все та же ловушка.
Старость и слабость убивают человека ровно на столько, на сколько он соглашается с своей беспомощность и бесполезностью.
Заболевает ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ с помощью тех, кто питается "помощью старикам".
И протестовать может только быстрой смертью.
А вот самое интересное.
Образованность, интеллектуальность, "начитанность", не мешают заболевать ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ.
Более того, пораженный этим синдромом интеллектуал становится адвокатом и пропагандистом своей беспомощности.
И чем больше такой "умник" страдает, тем более агрессивна его ДОБРОВОЛЬНАЯ война против самостоятельности и самодостаточности, тем интенсивнее его личная битва с любым проявлением свободы мышления и независимостью поступков.
И тысячи тяжело больных интеллектуалов красиво объясняют миллионам, что "ничего нельзя сделать", потому что "жираф большой, ему видней".
И даже иллюстрируют это сотнями безумных поступков, одобряющих действия галлюцинаторного жирафа.
Как вылечится?
Никак.
У кого нож в спине, тому только к доктору.
Это не шутка.
Синдром ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ это сложный невроз, который "сам проходит" только если сами по себе изменятся ВНЕШНИЕ обстоятельства, вызвавшие такой невроз.
И вдруг исчезнут авторы и режисеры внешних обстоятельств, превращающих миллионы людей в добровольных рабов, пропагандирующих свое рабство.
Исследования психологов середины 20 века сегодня актуальны, но непопулярны.
Психологи самоотверженно исследовали страдающих одиночек.
Кто ж знал, что целые народы станут предметом подобных экспериментов. И даже психологи, все чаще претендующие на роль ясновидящих, видят только то, что соответвует коньюктуре, приносящей бабло...
Впрочем можно пытаться не заболеть, даже находясь на войне, или просматривая курс доллара, что почти тоже самое.
Надо просто ВСЕГДА напоминать себе:
НИКТО
НЕ ВЛАСТЕН
НАД МОЕЙ
ЖИЗНЬЮ
ТОЛЬКО Я
РЕШАЮ
КАК МНЕ ЖИТЬ
КАК УМЕРЕТЬ
И тогда те, кто заинтересован, чтобы Вы ВЫУЧИЛИ БЕСПОМОЩНОСТЬ, испытают чувство беспомощности.
Потому что тогда вас можно только убить.
А мертвые вы не нужны.
Нужны живые и беспомощные.
Только властвуя живыми, можно жиреть от их крови, убеждая их в полной зависимости и беспомощности.
Кстати, беспомощных кормят.
Впрочем не так чтобы кормят, но подкармливают.
Опять же потому, что мертвые не нужны.
Потому и тиражируется масс-культ-ужастик про ужасы восставших мертвых (зомби, скелетов и проч.)
Потому что живым есть что терять. Они не восстанут.
В мире, где ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ стала социально-поощряемой нормой, восстать могут только мертвые.
А "умные люди" знают, что никаких зомби нет.
Это очень эфективная управленческая стратегия - учить бояться того, что не существут.
И, удерживая живого человека на грани потери всего важного , от еды до смысла жизни, можно бесконечно долго мариновать его в состоянии беспомощности, приучая к странной мысли - ХОЧЕШЬ ЖИТЬ - ОТКАЖИСЬ ОТ ВСЕГО, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ.
Несколько нескромных выводов.
Опирающихся, в том числе, и на мой скромный клинической опыт.
1. Человека, выучившего беспомощность, надо переучивать. Долго и тяжело. Сам он может только долго болеть или быстро умереть.
Это всего лишь означает, что социальная система, выстроеная на выученной беспомощности, очень стабильна. И будет очень долго удерживать людей в состоянии хронического умирания. Не давая ни жить, ни умереть.
2. Человеку, пережившему войну, нужна серьезная и глубокая помощь. Иначе он будет МНОГО лет проживать состояние войны и потери, не позволяя возникнуть вокруг себя миру. Кто работал с солдатами - афганцами, тот это знает. Выстрелы убивают навсегда не только жертву, но и того, кто стрелял.
3. Нет никакого способа ПАССИВНО противостоять психической агрессии системы, одобряющей только различные формы зависимости и беспомощности. После Оруела здесь нечего размышлять.
4. Все способы бегства от социума агрессивной беспомощности только укрепляют этот социум. Форма бегства не имеет значения. Ни "внутренняя эмиграция", ни "духовные практики" не спасут от изощренной психической агрессии, которой славен 21 век.
Я бежал.
Не убежал.
5. Какой выход?
Только личная победа.
Быть может большой ценой.
Ситуация, когда просто сохранить себя - победа.
И, дальше, и в себе, и в семье, и в бизнесе. И где угодно, где САМ определил границы СВОЕГО ГОСУДАРСТВА.
Мысль о том, что беда, болезнь, потеря, смерть это ВОЗМОЖНОСТЬ, данная судьбой, возможность стать сильнее и талантливее, осталась в далеком прошлом, уделом стоиков и абсолютных ригористов.
Но кажется мне, что именно с ними сейчас надо говорить.
И именно у них, выбирающих яд в простой дилемме "рабство или смерть", надо бы просить совета....
Но это совсем другой разговор.
И точно не здесь..
-------------------------------------------------
Хочется закончить как-то позитивно.
И без водки.
Чтобы сказал веселый профессор Москетти, если бы я его спросил: " Доктор! Как жить, когда все вокруг жалуются на плохую жизнь и ничего не делают, ни для себя, ни для людей, ни для земли, которая их все еще кормит?"
Доктор бы вздохнул.
Улыбнулся своей знаменитой всезнающей улыбкой.
И сказал бы: "Уважаемый студент! Жизнь сложна и жестока. Но сдать мне зачет гораздо сложнее. Потому прекращайте галлюцинировать и идите на лекцию".