ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ВЫЖИВАНИЯ
на примере Абхазии глазами очевидца
"Имею собственный опыт выживания в сходных условиях, в Абхазии, после развала Союза. С учетом наших здешних климатических и некоторых других особенностей, у нас дело может пойти ещё и гораздо хуже. Отключение электричества, газа, воды и центрального отопления в субтропическом климате Сухуми привело к тяжелым, но всё-таки не катастрофическим последствиям. Вопрос отопления решался буржуйками, в парках и на улицах начался массовый лесоповал. Панельные многоэтажки сразу же превратились в холодные вонючие клоаки: в отсутствие воды пользоваться унитазом непросто. Первым грозным признаком необратимости наступившего форс-мажора является, точно могу сказать, полное прекращение вывоза мусора муниципальными службами. Уже через неделю в многоэтажных районах вырастают огромные кучи. Крысы плодятся даже не в геометрической, а в какой-то взрывной прогрессии, смело бегают днем по улицам, не боятся даже собак. Собаки стремительно дичают, сбиваются в разбойные стаи, по-волчьи. В продуктовых магазинах полки через несколько дней становятся абсолютно пустыми...
Это я описываю ситуацию, когда власть еще как-то функционировала: люди ходили на работу, ездили троллейбусы, как-то работал аэропорт, можно было на машине съездить в Сочи за продуктами и за бензином. В порту можно было купить свежей мойвы прямо с сейнера. Но железная дорога уже была взорвана. Я подрабатывал на своей «Ниве» — таксовал. Опасно, страшно, бензин дряннейший, дорогущий или его вообще нет. Не раз попадал в такие переплёты... Сейчас бы, наверное, не стал так рисковать, ведь безо всякого оружия ездил! А цена машины была несоизмеримо выше цены жизни владельца. По молодости, наверное...
Мы чудом унесли оттуда ноги и почти все вещи отправили контейнером, уехали-таки на «Ниве». Квартиру чудом успели продать, лишь бы как, а с дачей получилось вот что. Договорились с покупателем назавтра ехать смотреть, а утром у них выкрали ребёнка. Дачу бросили, я уехал оттуда 31 июля, а через две недели начался уже просто кровавый кошмар.
Из всего множества наших близких и знакомых, а это несколько сотен лиц и семейств всех национальностей, перечислить тех, кто успел реально предпринять хоть какие-то меры, можно по пальцам одной руки! Да и наш собственный стремительный отъезд был в какой-то мере чудом и неожиданностью для нас самих. Вплоть до поздней осени 1991-го года мы продолжали интенсивно строить свой домик в Эшерах, черно-серый рынок стройматериалов и услуг появился немедленно и, вырвавшись из государственных рамок, бурно рос и функционировал исправно. После тех времён, когда лимит на кирпич, шифер и доски распределялся профсоюзным комитетом и утверждался парткомом, и никак иначе (разве что своровать, с чего многие и жили) — и вот, приехать к тому же самому батоно Гиви, к которому раньше было нужно подходить только на полусогнутых дрожащих и с жалкой денежкой в зубах, а теперь сам Гиви тебе машет издалека: «Батоно, что тэбэ надо, дарагой, захады сюда скарэй!», — это было нечто фантастическое!
На работе мы забросили свою науку, такие пошли инновации! По чаю, табаку, по коньяку, вину, по экстракции — успевай вертеться! Руководство института вело достаточно мудрую политику, кто мог и хотел — стали зарабатывать очень даже неплохо. Стали создавать малые государственные инновационные предприятия, которым передали часть государственных тем, но это была скорее нагрузка, как и в тогдашних магазинах, поначалу всё толковое продавалось только с совершенно безтолковой «нагрузкой», например, к банке консервов насколько пачек лаврушки, которая растет безплатно при входе, или к конверту на почте — прошлогоднюю газету. Но потом пропали и «нагрузки». Зато коммерция расцвела повсюду махровым цветом. Унылые столовки преобразились в хашные и чебуречные, горячий лаваш покушать — без проблем. А вот с казенным хлебом — облом. В магазинах караулят привоз, привозят без графика в любое время или вообще не привозят, дают со страшной давкой и скандалом. Предъяви паспорт, что ты в этом районе прописан! — иначе могут и уши оторвать, и не только уши: здесь все соседи, друг друга знают. Хлеб дают на работе, в одни руки буханку на день. С удивлением обнаружил, что без хлеба не наешься ну никак, чувство сытости не достигается! На хлебокомбинате через дыру в заборе довольно спокойно можно купить свежего, но это же туда надо ехать!
В нетопленых квартирах температура установилась около + 8 градусов. Днем на улице чуть выше — открываем зимой все окна, уходя на работу. Везде и всегда — одеты, пальто не снимаем неделями, в нём же спим. Первые же отключения электричества привели к неожиданному эффекту: холодильники потекли, популярные там паркетные полы намокли и повздувались так, что попасть в свою квартиру — только через балкон, дверь заблокирована, а сам «виновник» упёрся головой в потолок. Мой приятель делал инверторы — источники переменных 220 вольт из аккумуляторных 12 вольт постоянных. Я продавал списанные в институте сухозаряженные танковые аккумуляторы. Бизнес процветал. Несмотря на непрерывную сырость и удручающую холодрыгу (согревался я единственно в машине, при таксовке), время было горячее. Для выживания очень помогало хорошее пуховое снаряжение и опыт высокогорных экспедиций. Было много и других, больших и мелких деталей и приемов выживания, специфических по месту и времени. Пока существовала хоть какая-то гражданская власть, — можно было жить, надеясь на улучшение в будущем. И оно как-то даже всё утрясалось постепенно.
То, что у нас в семье и всего лишь двух-трех знакомых созрело мнение «сделать ноги» считаем просто чудом. Это отнюдь не привычный словесный оборот, а действительно чудо. Будучи совершенно новоначальными в вере (крестились с женой в 1989-м, венчались в 1991-м), воспринимали происходящее просто как набор счастливых и не очень случайностей. И к церкви нас Господь привел чудесным образом, сразу, резко и безповоротно. И отвёл от кошмара и устроил жить здесь, заботясь о мельчайших деталях. Не побоюсь сказать, даже прямо с чудесами. Это тема для отдельного разговора
Огромное, подавляющее большинство наших друзей и знакомых продолжало устраивать свою жизнь на месте, пока однажды утром (14 августа) проснулись от странных звуков. Поглядели, а во дворе стоит танк. При первом же выстреле из окружающих многоэтажек выбило не только оконные рамы вместе со стёклами, но и многие двери в квартирах. И началась совсем другая жизнь. Но это уже и совсем другая тема, и не мне её развивать.
Многие нам говорили: «Куда вы собрались ехать, кто вас там ждет, где будете жить, кем работать? Здесь у нас такая компания хорошая, дела идут такие! В Сухуми две тыщи лет все народности живут в мире, все попереженились. Ну покричат ещё, даже и подерутся, ну стрельнут раз-другой. Помирятся же всё равно, кровно же повязаны, как тут воевать?!» Милые и добрые наши друзья, наивные идеалисты! Вы бежали оттуда, бросив всё, в пляжных тапочках, с детишками в руках и в колясках. Эти километры по стреляющей отовсюду, обезумевшей вмиг от крови и ужаса земле, на городской причал, где банды пьяных мародёров с оружием в руках издевались, как хотели над вами. Сколько стоили вам те дни, часы и минуты, пока пришли транспорты из России! А как выживали и выжили те, кто не смог или не захотел и теперь уехать, в обстановке более года почти непрерывных боевых действий, а потом и штурма города с последовавшими обратными «разборками», кто тут чем занимался?
Бывшую жену моего друга расстреляли днём, прямо перед домом, на глазах родителей и маленького сына. Подъехали на БТРе, вызвали из дома, дали очередь из автомата и уехали. Что-то кому-то не понравилось. У другого спокойно, не таясь, срезали автогеном петли с гаражных ворот и машину на буксире укатили. Пришли к нему домой: давай документы, техпаспорт и прочее. Забрали с рук кольца, из дома все ценности, самого обложили в туалете газетами и подожгли. Хорошо, попались на глаза запасные колёса от машины — забрали, не стали караулить, ушли. Приятель мой отделался ожогами. Таких историй — не счесть. Психика людей действительно меняется от обстоятельств. Тем более — чрезвычайных. Обратите внимание, в обоих случаях действовали не уличные бандиты, а вроде как даже и «солдаты», хоть и не все в военной форме, но с армейским оружием, днём, открыто, абсолютно не таясь.
Да, мы воочию видели, что такое массовые безпорядки и межэтнические столкновения (лето 1989-го), когда двое или даже трое суток в городе творилось полное беззаконие (по улицам с дубинами ходили), с последующим вводом войск, чрезвычайного положения и комендантского часа. Тогда тоже пролилась кровь. Но это были лишь первые «цветочки» — «ягодки» созрели потом.
Можно согласиться с товарищем из Аргентины, что самое надежное и эффективное средство — «сделать ноги» в нужный момент и в нужном направлении. Но. Специфика нашего положения такова, что из России нам «делать ноги» некуда, незачем, да мы и не хотим. Здесь мы — дома, это — наша Родина. Другой нам не надо. Господь управит, Нань же уповахом. Но, как говорил Суворов, на Бога — надейся, а сам — не плошай! Поэтому большое спасибо редакции, помещенный материал всколыхнул память. Конечно, мы уже сильно расслабились за истекшие годы призрачного благополучия. Шесть лет назад продали квартиру, купили в пригороде участочек, на нём — «стены с крышей». Въехали с вещами без окон и дверей, правда, летом. До зимы успели частично утеплиться, поставили окна и запустили котёл на дровах. Еле-еле смогли достать машину угля: ну вот нет его — и всё тут, везде газ. Уголь-то есть, конечно, но его покупают для коттеджей, крутые парни за крутые бабки. Первая зима у нас была экстремальная. Потом провели и подключили газ, вырыли колодец, завели в дом воду, из дома — канализацию, утеплили снаружи весь дом 10 см теплоизоляции под сайдингом, забурили скважину. Где-то к прошлому году стало всё путём, в общих чертах. Есть дизель-генератор на 3 кВт, инвертор с аккумуляторами на 1000 Ампер-часов, давно имеем куропаток (в клетках, очень просто), вот летом завели кур, хотим взять козу. Чем не жизнь? Не просто так хвалюсь, а хочу заметить, что кроме газа, системы отопления и скважины — почти всё делали сами. Это — возможно, и это — реально. Если есть голова, и руки растут откуда надо. И главное, конечно, — с Божьей помощью и с молитвой.
Городок наш небольшой, всего 100 тысяч очень культурного населения. Тем не менее, мы помним те Сухумские многоэтажки, что с ними случились, и с их жильцами. У нас под боком — столица, 100 км — это не много. Даже представить невозможно, что там будет, случись чего. Брызги и пена хлынут и к нам, конечно. Замерзающая и тонущая в нечистотах Москва — это не Сухуми и даже не Буэнос-Айрес три дня без света. Это будет покруче Нью-Орлеана, откуда первые спасатели и полицейские отправлялись сразу в психушки, некоторые оттуда так и не вышли. Среди них, орлеанских спасателей, очень высокий процент суицида, а ведь они видели лишь последствия. Что уж говорить об участниках. Государство не стало долго думать, просто сделали полный карантин, и дождались, пока там всё само сгнило и погибло. Новости, интернет, свидетелей почистили, всё тихо и мирно. И это в самой богатой и сильной стране и экономике мира! Что же будет у нас?! Господи, помилуй.
Аргентинский наш товарищ много рассуждает о выборе оружия. Он прямо утверждает, что без пистолета выжить невозможно никак. Но у них они продаются, а у нас ношение такого оружия — уголовное преступление, продажа его запрещена (хотя у преступников, конечно, стволов навалом). Запасти 1000 (!) зарядов — это в наших условиях даже не фантастика и не бред, а я даже не знаю что. Запасаться охотничьим оружием — это надо разрешение, куча справок и регистрация. Арбалет купить, что ли? Представляю, как это будет смотреться! Точно в психушку загребут, если не пристрелят сразу. Что я реально себе смог позволить, так это хорошее пневматическое ружье, с усиленной боевой пружиной и оптическим прицелом. Птичку с 30 метров, говорят, пробивает насквозь. Наверное, можно и крысу подстрелить, не знаю, еще не пробовал. Вот уж тут я пульками запасся от души, хватит надолго. Самые простые стоят меньше 100 руб за тысячу, тяжелые «охотничьи» существенно дороже, вплоть до 1 руб/штука, но всё-таки это не 14 руб/шт — самый дешевый выстрел из «Сайги» (которым, по словам продавцов, разве что кошку убить можно, а уж собаку не всякую). Конечно, пневматика — это никак не оборона, а только охота. Воронья и крыс нам обещают в достатке, хоть этим воспользуемся при случае. По крайней мере, вместо компьютерных игрушек, про которые пишет наш аргентинский друг. Да, и конечно, несколько роскошных (китайских) рогаток с запасными резинками и стальными шариками на первый случай. Вот это уже оружие, без шуток. Конечно, со всеми понятными ограничениями по точности, удобству применения, скорострельности и прочее. Как-то, будучи в первом классе, стреляя издалека из самодельной рогатки в огромного гуся, попал случайно ему по шее. А уж как мне потом «по шее» надавали! Однако у меня голова до сих пор, слава Богу, на плечах, а ему, бедному, «чугункой» шею напрочь отбило.
Если говорить серьезно, следует запастись хотя бы травматическим оружием, оно вполне доступно и разнообразно. И, конечно, всякие слезоточивые спреи, их тоже много, но покупать их лучше в оружейных магазинах, т.к. на рынке можно нарваться на ловкие подделки.
По выбору автомобиля я совершенно согласен с нашим другом, причем в наших условиях самым простым и доступным вариантом является, по-моему, «Нива». В Абхазии мне как-то понадобилось срочно добраться с нашей стройки в город, а местные жители очередной раз заблокировали единственную дорогу ж/б столбами — от наезда иноплеменников. Ясное дело, разбирать завал из-за меня они не стали, но указали тропинку, по которой на своей Ниве, на пределе наших с ней возможностей, ободравшись в колючках, мы выскочили на основную трассу. А лучше было бы и не ездить, т.к. в тот же день в городе еще дважды пришлось удирать «по клумбам».
Подмосковные города переполнены новенькими иномарками, большинство из которых «живут» на улице и ночуют у подъезда. Что тут будет при малейшей заварушке? В Сухуми оставить даже днем автомобиль без присмотра — это значило тут же лишиться зеркал и дворников, пацаны их снимают за несколько секунд. Дворники постоянно храним в салоне, достаем и ставим только при нужде, непосредственно перед началом движения, наружные зеркала самые простые, абсолютно несъемные. Если машина оставлена более 10 минут, она привлекает внимание более серьезных парней. Прижечь сигаретой форточку на «классике», чтобы отвалилась приклеенная изнутри защелка, и свистнуть документы из бардачка — это не упустит ни один уважающий себя бичо из множества их, околачивающихся возле стоянок и парковок. Дальше процесс идет по быстро нарастающей… А оставить машину у подъезда на ночь!? — полный нонсенс. В лучшем случае, от неё вам наутро что-то оставят на память.
Довольно популярная у нас концепция «гараж за городом», при бандитском капитализме полностью теряет и ту капельку смысла, которую она имела при развитом социализме. Прикиньте сами, во что обойдется серьезная охрана этих безчисленных гаражных кооперативов, и как вам туда-сюда придется добираться? Достойный и реальный выход — простой, незавидный велосипед. Именно незавидный, т.к. моему сыну, например, его дядя уже здесь подарил свой старый горный велосипед, который был вдвое дороже Таврии, на которой мы тогда еще гордо ездили. А зачем тогда ехать в гараж, за город? Едем сразу велосипедом на работу! Именно так и будет, так и было в Сухуми. Велосипед хранится в квартире или прямо на работе, не требует ни бензина ни гаража, при массовом переходе на этот вид транспорта не привлекает ненужного нам внимания. Нужен только хороший замок с цепью, а лучше с тросом (труднее перекусить) — на случай зайти на почту или в магазин. А что будет с этим огромным парком «бездомных» иномарок — даже и думать не хочется.
По поводу золота и бриллиантов ничего сказать не могу, дел с ними не имел, да и откуда такие средства? Но тут тоже есть наш, истинно русский выход — наша национальная валюта. Догадались? Конечно же ОНА, родимая! Взять в запас на базе ящик самой дрянной водки (по 45 руб/бут) раз в месяц, в два, — это нам по силам. Качество в данном случае не столь важно, главное — казенная бутылка с казенной же наклейкой. В наших российских условиях она заменяет почти всё: косметику, духи и конфеты — уж точно. Роскошная смазка для продвижения всех дел, оплаты услуг и штрафов и урегулирования сложных ситуаций. Основа всей народной медицины, сильнодействующий антистрессор и антидепрессант мгновенного действия. Нужно, конечно, уметь контролировать свои реальные потребности, чтобы положенные фронтовые 100 грамм не превратились, сами знаете, во что. Правда, жизнь показала, что кто не имеет такого контроля, тот и не сможет создать сколько-нибудь значимого запаса «национальной валюты».
Добывать электричество в городской квартире — очень проблематичное занятие. Бензиновый движок на балконе — некрасиво. Красивое решение — аккумуляторная батарея с инвертором, типа источника безперебойного питания. Но имейте в виду, что не всякий китайский безперебойник потянет запуск холодильника, у него может срабатывать защита от короткого замыкания, т.к. пусковой ток компрессора в 10 и более раз превышает номинал, рассчитанный из средней мощности. После холодильника главные потребители — это освещение и телевизор с компьютером. Для освещения нужно позаботиться уже сейчас приобрести т.н. экономные лампы. Эти газосветные, типа «дневного света» лампы вкручиваются в обычные патроны, но потребляют мощности во много раз меньше, чем лампы накаливания той же светимости. Очень полезное их свойство — сила света очень мало зависит от напряжения, они вполне нормально светят при 140 вольтах в сети, когда накальные лишь уныло тлеют. Эти лампы не вызовут вашего раздражения на соседа, которому каждый вечер непременно нужно погонять свой сварочный аппарат. Одна лампа стоит примерно 100 рублей, но она того стоит, поверьте, особенно если речь идет о питании от аккумулятора (через инвертор, конечно).
Здесь кстати будет вспомнить о стабилизаторах. Имейте в виду, что энергия в сети, когда она будет появляться, всегда будет дряннейшего качества. Внезапные провалы до 100 и до нуля, подскоки за 300 вольт, 140—150 вольт в течение многих дней подряд — совершенно обычное явление. Для обычной квартиры вам понадобится однофазный стабилизатор не более 5 киловатт мощности. Они вполне доступны по цене, есть множество фирм и марок, примерно все одинаковы по качеству: механические, электронные и электронно-механические. От быстрых «моржков» и соседской сварки они не помогут. Идеально — феррорезонансный стабилизатор, но это для большинства из нас слишком дорого. Раньше у нас были тяжелющие, но простые, как мычание, стабилизаторы на насыщающихся сердечниках (кажется так, по смыслу), по киловатту мощности. Кто бы взялся их снова выпускать?
На днях сын привез с базы целую упаковку зажигалок со встроенными светодиодами, чуть не по пять рублей штука, и китайские же фонарики-«жучки» с ручным приводом и аккумулятором, тоже на светодиодах, меньше 100 руб/штука, настойчиво рекомендую. Покупали мы на пробу разные садовые китайские светильники на солнечных элементах, с мыслию сделать из них в доме навечно дежурную и аварийную подсветку, но они через несколько дней и ночей потухают навеки. Видимо, издыхают сами солнечные батареи. Может, кому-то попадались действительно толковые? Я бы купил.