Есть разные типологии руководителей, одну из известнейших разработал Ицха́к Ади́зес. Типология строится на четырех доминирующих и при этом противоречащих друг-другу качествах:
Производитель (producer) ориентирован, в первую очередь, на результат, представляющий собой удовлетворение потребностей своих клиентов, которых будет все больше, при условии создания достаточно качественных товаров или оказания услуг в полной мере.
Администратор (administrator) – нацелен на оптимизацию и минимизацию использования имеющихся ресурсов. Также он должен систематизировать весь процесс управления организацией, упорядочить его, установить так называемый бюрократический порядок, прописав все функциональные обязанности, определив права и обязанности руководителей разного уровня, обеспечить стандартизированный документооборот.
Эти два типа руководителей уже могут обеспечить успешное функционирование организации, но они не смогут заниматься ее развитием, адаптацией к меняющимся обстоятельствам, деловой среде.
Предприниматель (entrepreneur) способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и идей. Такого руководителя часто не только любят, но и боятся, так как он может полностью все переосмыслить и предложить что-то очень креативное. Наличие таких идей и позволяет любой организации не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, развиваться.
Интегратор (integrator) – это не просто руководитель, это лидер, способный создать общие традиции, ценности, корпоративную культуру организации. Он определяет общую для всех стратегическую цель, призывает трудиться всем вместе, тем самым поддерживая в организации единство.
Но при этом, к какому бы типу не относился лидер, для успешного выполнения своей роли, он должен обладать основополагающими качествами (извиняюсь за терминологию):
Командное лидерство - Умение объединять людей, поддерживать их веру в себя и в общее дело, Быть впереди, уметь заразить энтузиазмом людей и вдохновить на действия, быть способным приобретать последователей.
Влияние - Умение убеждать других людей в ценности своей идеи или решения. Может добиться поддержки и помощи со стороны.
Делегирование - Делегирование полномочий позволяет освободить руководителя от менее сложных, рутинных дел и способствует повышению квалификации, чувства ответственности и самостоятельности сотрудников.
Управление рисками - Умение правильно оценивать риски при достижении результата, умение управлять рисками и влиять на уменьшение рисков.
Управление людьми - Умение организовывать работу других людей, грамотно распределять задания, мотивировать сотрудников, контролировать результаты.
Список можно продолжить. В качестве итога, я бы разделил все знания и навыки лидера на 2 блока:
1. Основополагающий набор, без которого человек не может быть лидером.
2. Набор знаний, навыков и личных особенностей, который позволяет быть эффективным в конкретной ситуации, с конкретной группой. ИМХО.
Производитель (producer) ориентирован, в первую очередь, на результат, представляющий собой удовлетворение потребностей своих клиентов, которых будет все больше, при условии создания достаточно качественных товаров или оказания услуг в полной мере.
Администратор (administrator) – нацелен на оптимизацию и минимизацию использования имеющихся ресурсов. Также он должен систематизировать весь процесс управления организацией, упорядочить его, установить так называемый бюрократический порядок, прописав все функциональные обязанности, определив права и обязанности руководителей разного уровня, обеспечить стандартизированный документооборот.
Эти два типа руководителей уже могут обеспечить успешное функционирование организации, но они не смогут заниматься ее развитием, адаптацией к меняющимся обстоятельствам, деловой среде.
Предприниматель (entrepreneur) способен придумывать и успешно внедрять новое, у него всегда много планов и идей. Такого руководителя часто не только любят, но и боятся, так как он может полностью все переосмыслить и предложить что-то очень креативное. Наличие таких идей и позволяет любой организации не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, развиваться.
Интегратор (integrator) – это не просто руководитель, это лидер, способный создать общие традиции, ценности, корпоративную культуру организации. Он определяет общую для всех стратегическую цель, призывает трудиться всем вместе, тем самым поддерживая в организации единство.
Но при этом, к какому бы типу не относился лидер, для успешного выполнения своей роли, он должен обладать основополагающими качествами (извиняюсь за терминологию):
Командное лидерство - Умение объединять людей, поддерживать их веру в себя и в общее дело, Быть впереди, уметь заразить энтузиазмом людей и вдохновить на действия, быть способным приобретать последователей.
Влияние - Умение убеждать других людей в ценности своей идеи или решения. Может добиться поддержки и помощи со стороны.
Делегирование - Делегирование полномочий позволяет освободить руководителя от менее сложных, рутинных дел и способствует повышению квалификации, чувства ответственности и самостоятельности сотрудников.
Управление рисками - Умение правильно оценивать риски при достижении результата, умение управлять рисками и влиять на уменьшение рисков.
Управление людьми - Умение организовывать работу других людей, грамотно распределять задания, мотивировать сотрудников, контролировать результаты.
Список можно продолжить. В качестве итога, я бы разделил все знания и навыки лидера на 2 блока:
1. Основополагающий набор, без которого человек не может быть лидером.
2. Набор знаний, навыков и личных особенностей, который позволяет быть эффективным в конкретной ситуации, с конкретной группой. ИМХО.
Последнее редактирование: