Продолжение:
Экономичность. Газ в любой, даже самой дешёвой горелке, в отличие от бензина в примусе, сгорает практически полностью. Поэтому, когда какая-то горелка рекламируется как экономичная, у это вызывает сомнение. У меня другой принцип если пламя не выходит за пределы дна котелка, то, чем мощнее горелка, тем быстрее закипает котелок и меньше тепла отдаётся в атмосферу.
При равных прочих параметрах рекомендую выбирать горелки, у которых меньше пластмассовых деталей – уже не раз я наблюдал, как эти детали плавятся при работе горелки на полную мощность.
Если Вы выбрали EN-417, баллоны покупайте лучше Primus или Coleman, они имеют чуть больший объём, а главное, больший диаметр основания и поэтому вся система получается более устойчивой.
Теория
Техника в руках дикаря – груда металла. Компьютер или мобильный телефон, полностью «заточенные» под домохозяйку, могут опровергать это правило – для того чтобы их эффективно использовать, совсем не обязательно знать, что внутри находится и, например, теорию жидких кристаллов. Как это не парадоксально, используя в автономном путешествии простые нагревательные приборы, очень полезно знать их устройство и принцип действия. Нет, конечно, вы сможете пользоваться примусами и горелками, но из-за неправильной эксплуатации они иногда не будут работать, быстрее выйдут из строя, а починить их в походных условиях вы не сможете.
Прежде всего о характеристиках топлива. Оно является смесью двух химических веществ – бутана и пропана. При комнатной температуре в свободном состоянии – это газы, а в баллоне – смесь газообразной и жидкой фазы. При нормальном давлении пропан кипит при температуре -42ºС, а бутан – -0,5ºС, плотность пропана и бутана приблизительно одинакова и составляет 0,58 г/см3.
Для каждого вещества или смеси веществ существует такая характеристика – давление насыщающих паров. Это такое давление, при котором газ находится в равновесии с жидкостью. В некотором приближении можно считать, что именно при этом давлении находится газ в баллоне, если в нём содержится хоть какое-нибудь количество жидкой фазы и давление не зависит от того, наполнен баллон на 99% или только на 50%. Давление насыщающих паров зависит от температуры следующим образом: чем выше температура, тем выше это давление.
Для пропана это давление выше, для бутана – ниже. Чем больше в смеси газов пропана,тем при меньшей температуре газа в баллоне будет работать горелка. Каждый баллон рассчитан на определённое максимальное давление. Поэтому на всех баллонах пишут: «Не нагревать баллон выше +50ºС» и это, на мой взгляд, главное правило безопасности при работе с газом. Если бы знать давление насыщающих паров заводской смеси газов при +50ºС, оно и было бы этому максимальному давлению. По моим прикидкам это 5-10 атм. Если охлаждать баллон, давление падает. Если оно становится меньше давления окружающей среды + 1 атм, даже исправная горелка начинает гореть слабо, а если становится равно или меньше давления окружающей среды – перестаёт гореть совсем.
Поэтому не раз слышанное мной мнение: «газ не работает на высоте» - некорректно. Он не работает там не потому, что высота и низкое давление воздуха, а потому, что там обычно холодно. А сохранить баллон в тепле или использовать рассчитанный на эту температуру газ не все догадываются, а если и догадываются, то не всегда имеют такую возможность. Если заправить баллон чистым пропаном, он будет работать до -40ºС это и есть теоретический предел работы газа. Но вот только обращаться с таким баллоном будет опасно – максимально допустимая температура будет не +50ºС, а неизвестно на сколько ниже. И, вполне возможно, ниже, чем в жарко натопленном вагоне поезда.
Ещё вспомним из курса физики, что при испарении жидкости поглощается тепло. Поэтому при горении газовой горелки баллон охлаждается и, чем сильнее пламя, тем быстрее происходит охлаждение. Чем меньше газа в баллоне, тем меньше его теплоёмкость и также быстрее происходит охлаждение газа.
Безопасность
Из сказанного выше вытекает вывод – газовая нагревательная система опасна не тогда, когда работает (как примус), а при хранении и транспортировке, причём главную опасность представляют баллоны. При работе баллоны на виду и под контролем, они не перегреются за время готовки даже на самом ярком солнце, т. к. в процессе горения баллон интенсивно охлаждается. Учитывая главное правило безопасности, постарайтесь не перегреть баллон, положив его на батарею отопления, около костра или оставив его надолго под мощными лучами горного солнца. Тогда он рванёт и мало не покажется. Кроме того, есть опасность повредить баллоны механически. Чаще всего баллоны пробивают, когда после тяжёлого перехода кидают рюкзак с баллонами на острые камни или прокалывают в рюкзаке кошками. (За 7 лет пользования газом у меня вышел из строя только 2 баллона и один из них - именно по причине удара (в другом испортился клапан). Он не взорвался и даже никто сначала ничего не заметил, а после его заправки я обратил внимание, что от него пованивает газом. Проверил в воде – травит прямо из вмятины на стенке) . Поэтому баллоны следует упаковывать в рюкзак так, чтобы при его падении они были бы защищены мягкими вещами. И аккуратнее обращаться с рюкзаком.
Прочитаем ещё то, что написано на баллоне.
1. «Беречь от прямых солнечных лучей» – когда есть необходимость нагреть баллон до разумной температуры, можете смело пренебречь этим правилом
2. «Беречь от детей»– в общем, разумно, особенно если дети маленькие.
3. «Не заправлять» – а что ещё можно ожидать от продавца? Конечно, ему выгоднее продать вам 10 баллонов, чем один, который вы потом ещё 9 раз перезаправите.
4. «Проводите смену баллона в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня» – это же касается и заправки баллонов.
Теперь насчёт заправки баллонов. Есть две крайности. Одни (обычно это люди, связанные с производителем или продавцом снаряжения) говорят, что заправка и повторное использование баллонов, как бы всё грамотно вы не делали – смертельно опасное дело и приводят смехотворные аргументы. Например г-н Романенко в солидном и уважаемом «Вольном ветре» N47 пишет: «Клапан баллончика, через который пытаются его перезарядить, из-за чуть большего или неправильного нажатия легко может выйти из строя». Для тех, кто хоть раз нажимал этот клапан, стравливая газ из баллона, будет совершенно непонятно, как можно нажать на него НЕПРАВИЛЬНО, а пробить насквозь его можно только острым гвоздём, навалившись всем телом. Далее читаем:«А это неизбежно приведёт к течи или выбросу газа. Не дай Бог, в лицо, что вызовет поражение глаз и другие тяжёлые последствия» Это каким же идиотом надо быть, чтобы направлять струю газа из баллона себе в лицо! Дальше: «Представьте, что при этом может случиться во время приготовлении на горелке еды или при зажигании лампы. Вспышка (взрыв) газа может привести не только к потере снаряжения, но и к серьёзнейшим ожогам и травмам.» Если баллон перезаправили и клапан исправен, не травит, то вероятность, что такое произойдёт, одинакова как для нового баллона, так и для перезаправленного.
Читал я также на форуме и такое мнение, что заправлять можно чем попало, как попало и где попало и знать для этого ничего не надо. С этим я тоже не согласен. Есть ведь люди, далёкие от техники, которые могут не придать значения некоторым очевидным для многих вещам. Например, заниматься заправкой внутри закрытого помещения и там отравиться газом или взорваться.
Практика Итак, наша система – это просто горелка (appliance) и баллон (cartridge), шланговыми горелками я не пользовался и для них я вам не советчик. В общем, всё очень просто: Накручиваете горелку на баллон, устанавливаете поустойчивее и дальше пользуетесь, как обычной газовой плитой. Но есть детали, которые совсем нелишне знать и, если бы мне кто-то рассказал о них лет 7-8 назад, я бы избежал многих неприятных моментов.
Начнём опять с газа. Вы купили новые баллоны. Как утверждает Максим Часовиков , в баллонах Camping Gas бывает только смесь, содержащая 20% пропана и 80% бутана. 30% пропана и 70% бутана – так написано на баллонах фирмы Coleman, в баллонах других фирм вряд ли сильно отличается, иногда добавляют изобутан. До какой температуры работает эта смесь? Фирма MSR утверждает, что до -23ºС, остальные скромно умалчивают.
А чем мы можем заправлять баллоны? Газ обычно берётся на автомобильной газозаправочной станции. Он состоит из тех же бутана и пропана, но вот процентный состав его – великая тайна. Известно ещё и то, что газ бывает зимний и летний, зимний лучше – в нём пропана больше. По словам одного из заправщиков в Ростове-на-Дону с зимнего на летний переходят в конце марта. По ряду обстоятельств я, к сожалению, эксплуатировал только летний газ. Он хорошо работает при температуре баллона выше 0 ºС, зимний – по утверждениям некоторых пользователей – не хуже фирменного. Слово «баллон» не зря выделено курсивом, имеет значение только температура баллона, а не воздуха. Если у вас есть только летний газ, а в походе по утрам в котелках замерзает вода, не расстраивайтесь. Кладите баллон с вечера в спальник и он будет работать и на морозе, пока не остынет. По крайней мере, на полном баллоне вы всегда успеете приготовить завтрак на вашу группу.
Когда газа в баллоне остаётся совсем мало , при работе горелки он начинает очень быстро охлаждаться (иногда на баллоне даже появляется иней) и давление резко падает. (Интересно, а как выходит газ из баллона, в той же пропорции или пропана выходит больше, а под конец в баллоне остаётся один бутан. Я не знаю. Если кто знает сколь-нибудь аргументированный ответ, напишите, пожалуйста). Не стоит на холоде пытаться дожечь такой баллон. Накрутите новый, а этот дожгите там, где будет тепло. Перед этим можно выставить его на солнце, чтобы он нагрелся, но следите, чтобы его температура не превысила +50ºС.
Перед походом нужно на всякий случай тонкой проволокой или обычной швейной иглой прочистить жиклёр отверстие, из которой выходит газ – там может образоваться нагар. Бывает, горелки несколько лет отлично работают и без этого.
Чтобы баллоны дольше служили:
1. В неиспользуемых баллонах закрывайте чем-нибудь клапан, чтобы туда не попадала грязь.можно заклеивать кусочком скотча.
2. Не следует, накручивая горелку на баллон системы EN-417, прикладывать большую силу – резьба мелкая и можно её сорвать.
3. После похода тщательно высушите баллоны и смажьте стальные ободки на дне и сверху баллона, чтобы они не ржавели.
Особенности национальной заправки
Самое сложное в этом деле – соединить бытовой 50-литровый (будем называть его большой) и заправляемый баллоны (маленький). Лучше всего изготовить переходник. Это может быть кусок шланга с двумя штуцерами или одна металлическая деталь (см. чертёж). Главное, чтобы часть, накручиваемая на маленький баллон, полностью повторяла форму вашей горелки. Если нарезать просто М12, такой переходник испортит резьбу на маленьких баллонах, если штырь будет короткий, баллоны заправляться не будут, если длинный – может сломать клапан на баллоне. На большом баллоне левая резьба диаметром ½ дюйма. Штуцер для большого баллона нетрудно купить в магазине хозтоваров или на рынке. А вот штуцер для маленького баллона нужно изготавливать на токарном станке и не всякий токарь сможет его качественно сделать. Поэтому вместо этого штуцера часто используют саму горелку, вывинчивая жиклёр и закрепляя шланг хомутом.
Ещё потребуются весы с точностью измерения порядка 10 г для измерения веса маленьких баллонов. Если у Вас таких нет, не спешите покупать. Достаточно взять обычную линейку ~40 см, проделать в ней 3 отверстия: два по краям для крючков и одно посередине для подвески. В качестве разновеса берётся пластиковая бутылка ёмкостью 0,6 л. На один крючок вешается в кульке новый неиспользованный баллон, на другой бутылка, в которую наливается столько воды, сколько необходимо для равновесия.
Чтобы газ перетекал в маленький баллон, большой баллон устанавливают краном вниз или кладут на бок, если он полный. Но это ещё не всё. При заправке должно выполняться правило: температура газа в маленьком баллоне должна быть ниже, чем в большом. Чаще происходит наоборот. Большой баллон в целях безопасности держат на улице или каком-нибудь неотапливаемом помещении, а маленькие баллоны – в тёплой квартире. Можно перед заправкой засунуть маленькие баллоны в холодильник, но далеко не у всех он находится рядом с большим баллоном. Поэтому, как правило, приходится использовать не очень приятный приём. Согните 50-60 мм гвоздь в виде буквы «Г» и затупите его остриё (чтобы не повредить клапан на баллоне). Если баллон совсем пустой, его заправляют, на сколько заправиться, затем откручивают, и надавливают гвоздём на его клапан, стравливая газ до тех пор, пока баллон ощутимо не охладится. Потом немедленно накручивают и заправляют снова. Если в баллоне остался газ, просто стравливают до охлаждения, потом заправляют.
После заправки нужно взвесить маленький баллон. Если его масса больше номинальной (565 г. для 750-мл Markill’а), нужно стравить лишний газ до номинальной массы, если меньше – стравить газ до охлаждения и снова заправить.
Во время заправки какое-то количество жидкого газа неизбежно попадает на поверхность баллонов и от них исходит неприятный запах. После заправки я рекомендую опустить маленький баллон в ведро с водой. Он мог испытать удар в последнем походе и получить течь. Пока он пустой, это незаметно. Если течь имеется, вы увидите струйку пузырьков, если нет – вы не только не отравитесь газом, но и не почувствуете в квартире неприятного запаха. Нужно только вымыть баллон с мылом, тщательно вытереть и поставить в сухое место, чтобы не ржавели его стальные части.
Вот, пожалуй, и всё. Опыт мой ограничен, соображения субъективны и я могу ошибаться. Удельная теплота сгорания топлива. Бензин, при 20 цельсия, 44 - 47 МДж/кг Бутан, при 0 цельсия, 46.1 МДж/кг Пропан, при 0 цельсия, 46.6 МДж/кг Н.И.Кошкин, М.Г.Ширкевич "Справочник по элементарной физике", 1988г., Москва "НАУКА". ... Когда фирма-производитель пишет на баллоне "НЕ ЗАПРАВЛЯТЬ" это вовсе не значит что им хочется продать таких баллонов побольше, этого требуют правила сертификации товара и реализации товара. Мало того, таких грамотеев как мы с Вами нужно бить в лоб чтоб не делали того чего делать не надо, а если нам всё же захочется перезаправить то тогда мы должны подойти к такому делу взвешенно и максимально обезопасить себя и окружающих от своих опасных действий. Да, я перезаправляю баллоны, это проза жизни но я не стал бы ухмыляться над господином Романенко из "Вольный ветер" №47 потому как у него написано всё правильно. Я думаю, Вам должно быть извесно что даже палка стреляет, а баллоны с газом будут куда посеръёзнее. А вот проверять на утечки повреждёные баллоны, предварительно их заправив, это вообще никуда не годится! Сосуд под давлением! С видимыми механическими повреждениями его нельзя использовать! Может случиться так, не дай Бог, конечно, что вы уже и не сможете его проверить на утечку. Вобщем, всё хорошо что хорошо, но всегда нужно помнить простое правило "семь раз мерь, один - режь".
Экономичность. Газ в любой, даже самой дешёвой горелке, в отличие от бензина в примусе, сгорает практически полностью. Поэтому, когда какая-то горелка рекламируется как экономичная, у это вызывает сомнение. У меня другой принцип если пламя не выходит за пределы дна котелка, то, чем мощнее горелка, тем быстрее закипает котелок и меньше тепла отдаётся в атмосферу.
При равных прочих параметрах рекомендую выбирать горелки, у которых меньше пластмассовых деталей – уже не раз я наблюдал, как эти детали плавятся при работе горелки на полную мощность.
Если Вы выбрали EN-417, баллоны покупайте лучше Primus или Coleman, они имеют чуть больший объём, а главное, больший диаметр основания и поэтому вся система получается более устойчивой.
Теория
Техника в руках дикаря – груда металла. Компьютер или мобильный телефон, полностью «заточенные» под домохозяйку, могут опровергать это правило – для того чтобы их эффективно использовать, совсем не обязательно знать, что внутри находится и, например, теорию жидких кристаллов. Как это не парадоксально, используя в автономном путешествии простые нагревательные приборы, очень полезно знать их устройство и принцип действия. Нет, конечно, вы сможете пользоваться примусами и горелками, но из-за неправильной эксплуатации они иногда не будут работать, быстрее выйдут из строя, а починить их в походных условиях вы не сможете.
Прежде всего о характеристиках топлива. Оно является смесью двух химических веществ – бутана и пропана. При комнатной температуре в свободном состоянии – это газы, а в баллоне – смесь газообразной и жидкой фазы. При нормальном давлении пропан кипит при температуре -42ºС, а бутан – -0,5ºС, плотность пропана и бутана приблизительно одинакова и составляет 0,58 г/см3.
Для каждого вещества или смеси веществ существует такая характеристика – давление насыщающих паров. Это такое давление, при котором газ находится в равновесии с жидкостью. В некотором приближении можно считать, что именно при этом давлении находится газ в баллоне, если в нём содержится хоть какое-нибудь количество жидкой фазы и давление не зависит от того, наполнен баллон на 99% или только на 50%. Давление насыщающих паров зависит от температуры следующим образом: чем выше температура, тем выше это давление.
Для пропана это давление выше, для бутана – ниже. Чем больше в смеси газов пропана,тем при меньшей температуре газа в баллоне будет работать горелка. Каждый баллон рассчитан на определённое максимальное давление. Поэтому на всех баллонах пишут: «Не нагревать баллон выше +50ºС» и это, на мой взгляд, главное правило безопасности при работе с газом. Если бы знать давление насыщающих паров заводской смеси газов при +50ºС, оно и было бы этому максимальному давлению. По моим прикидкам это 5-10 атм. Если охлаждать баллон, давление падает. Если оно становится меньше давления окружающей среды + 1 атм, даже исправная горелка начинает гореть слабо, а если становится равно или меньше давления окружающей среды – перестаёт гореть совсем.
Поэтому не раз слышанное мной мнение: «газ не работает на высоте» - некорректно. Он не работает там не потому, что высота и низкое давление воздуха, а потому, что там обычно холодно. А сохранить баллон в тепле или использовать рассчитанный на эту температуру газ не все догадываются, а если и догадываются, то не всегда имеют такую возможность. Если заправить баллон чистым пропаном, он будет работать до -40ºС это и есть теоретический предел работы газа. Но вот только обращаться с таким баллоном будет опасно – максимально допустимая температура будет не +50ºС, а неизвестно на сколько ниже. И, вполне возможно, ниже, чем в жарко натопленном вагоне поезда.
Ещё вспомним из курса физики, что при испарении жидкости поглощается тепло. Поэтому при горении газовой горелки баллон охлаждается и, чем сильнее пламя, тем быстрее происходит охлаждение. Чем меньше газа в баллоне, тем меньше его теплоёмкость и также быстрее происходит охлаждение газа.
Безопасность
Из сказанного выше вытекает вывод – газовая нагревательная система опасна не тогда, когда работает (как примус), а при хранении и транспортировке, причём главную опасность представляют баллоны. При работе баллоны на виду и под контролем, они не перегреются за время готовки даже на самом ярком солнце, т. к. в процессе горения баллон интенсивно охлаждается. Учитывая главное правило безопасности, постарайтесь не перегреть баллон, положив его на батарею отопления, около костра или оставив его надолго под мощными лучами горного солнца. Тогда он рванёт и мало не покажется. Кроме того, есть опасность повредить баллоны механически. Чаще всего баллоны пробивают, когда после тяжёлого перехода кидают рюкзак с баллонами на острые камни или прокалывают в рюкзаке кошками. (За 7 лет пользования газом у меня вышел из строя только 2 баллона и один из них - именно по причине удара (в другом испортился клапан). Он не взорвался и даже никто сначала ничего не заметил, а после его заправки я обратил внимание, что от него пованивает газом. Проверил в воде – травит прямо из вмятины на стенке) . Поэтому баллоны следует упаковывать в рюкзак так, чтобы при его падении они были бы защищены мягкими вещами. И аккуратнее обращаться с рюкзаком.
Прочитаем ещё то, что написано на баллоне.
1. «Беречь от прямых солнечных лучей» – когда есть необходимость нагреть баллон до разумной температуры, можете смело пренебречь этим правилом
2. «Беречь от детей»– в общем, разумно, особенно если дети маленькие.
3. «Не заправлять» – а что ещё можно ожидать от продавца? Конечно, ему выгоднее продать вам 10 баллонов, чем один, который вы потом ещё 9 раз перезаправите.
4. «Проводите смену баллона в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня» – это же касается и заправки баллонов.
Теперь насчёт заправки баллонов. Есть две крайности. Одни (обычно это люди, связанные с производителем или продавцом снаряжения) говорят, что заправка и повторное использование баллонов, как бы всё грамотно вы не делали – смертельно опасное дело и приводят смехотворные аргументы. Например г-н Романенко в солидном и уважаемом «Вольном ветре» N47 пишет: «Клапан баллончика, через который пытаются его перезарядить, из-за чуть большего или неправильного нажатия легко может выйти из строя». Для тех, кто хоть раз нажимал этот клапан, стравливая газ из баллона, будет совершенно непонятно, как можно нажать на него НЕПРАВИЛЬНО, а пробить насквозь его можно только острым гвоздём, навалившись всем телом. Далее читаем:«А это неизбежно приведёт к течи или выбросу газа. Не дай Бог, в лицо, что вызовет поражение глаз и другие тяжёлые последствия» Это каким же идиотом надо быть, чтобы направлять струю газа из баллона себе в лицо! Дальше: «Представьте, что при этом может случиться во время приготовлении на горелке еды или при зажигании лампы. Вспышка (взрыв) газа может привести не только к потере снаряжения, но и к серьёзнейшим ожогам и травмам.» Если баллон перезаправили и клапан исправен, не травит, то вероятность, что такое произойдёт, одинакова как для нового баллона, так и для перезаправленного.
Читал я также на форуме и такое мнение, что заправлять можно чем попало, как попало и где попало и знать для этого ничего не надо. С этим я тоже не согласен. Есть ведь люди, далёкие от техники, которые могут не придать значения некоторым очевидным для многих вещам. Например, заниматься заправкой внутри закрытого помещения и там отравиться газом или взорваться.
Практика Итак, наша система – это просто горелка (appliance) и баллон (cartridge), шланговыми горелками я не пользовался и для них я вам не советчик. В общем, всё очень просто: Накручиваете горелку на баллон, устанавливаете поустойчивее и дальше пользуетесь, как обычной газовой плитой. Но есть детали, которые совсем нелишне знать и, если бы мне кто-то рассказал о них лет 7-8 назад, я бы избежал многих неприятных моментов.
Начнём опять с газа. Вы купили новые баллоны. Как утверждает Максим Часовиков , в баллонах Camping Gas бывает только смесь, содержащая 20% пропана и 80% бутана. 30% пропана и 70% бутана – так написано на баллонах фирмы Coleman, в баллонах других фирм вряд ли сильно отличается, иногда добавляют изобутан. До какой температуры работает эта смесь? Фирма MSR утверждает, что до -23ºС, остальные скромно умалчивают.
А чем мы можем заправлять баллоны? Газ обычно берётся на автомобильной газозаправочной станции. Он состоит из тех же бутана и пропана, но вот процентный состав его – великая тайна. Известно ещё и то, что газ бывает зимний и летний, зимний лучше – в нём пропана больше. По словам одного из заправщиков в Ростове-на-Дону с зимнего на летний переходят в конце марта. По ряду обстоятельств я, к сожалению, эксплуатировал только летний газ. Он хорошо работает при температуре баллона выше 0 ºС, зимний – по утверждениям некоторых пользователей – не хуже фирменного. Слово «баллон» не зря выделено курсивом, имеет значение только температура баллона, а не воздуха. Если у вас есть только летний газ, а в походе по утрам в котелках замерзает вода, не расстраивайтесь. Кладите баллон с вечера в спальник и он будет работать и на морозе, пока не остынет. По крайней мере, на полном баллоне вы всегда успеете приготовить завтрак на вашу группу.
Когда газа в баллоне остаётся совсем мало , при работе горелки он начинает очень быстро охлаждаться (иногда на баллоне даже появляется иней) и давление резко падает. (Интересно, а как выходит газ из баллона, в той же пропорции или пропана выходит больше, а под конец в баллоне остаётся один бутан. Я не знаю. Если кто знает сколь-нибудь аргументированный ответ, напишите, пожалуйста). Не стоит на холоде пытаться дожечь такой баллон. Накрутите новый, а этот дожгите там, где будет тепло. Перед этим можно выставить его на солнце, чтобы он нагрелся, но следите, чтобы его температура не превысила +50ºС.
Перед походом нужно на всякий случай тонкой проволокой или обычной швейной иглой прочистить жиклёр отверстие, из которой выходит газ – там может образоваться нагар. Бывает, горелки несколько лет отлично работают и без этого.
Чтобы баллоны дольше служили:
1. В неиспользуемых баллонах закрывайте чем-нибудь клапан, чтобы туда не попадала грязь.можно заклеивать кусочком скотча.
2. Не следует, накручивая горелку на баллон системы EN-417, прикладывать большую силу – резьба мелкая и можно её сорвать.
3. После похода тщательно высушите баллоны и смажьте стальные ободки на дне и сверху баллона, чтобы они не ржавели.
Особенности национальной заправки
Самое сложное в этом деле – соединить бытовой 50-литровый (будем называть его большой) и заправляемый баллоны (маленький). Лучше всего изготовить переходник. Это может быть кусок шланга с двумя штуцерами или одна металлическая деталь (см. чертёж). Главное, чтобы часть, накручиваемая на маленький баллон, полностью повторяла форму вашей горелки. Если нарезать просто М12, такой переходник испортит резьбу на маленьких баллонах, если штырь будет короткий, баллоны заправляться не будут, если длинный – может сломать клапан на баллоне. На большом баллоне левая резьба диаметром ½ дюйма. Штуцер для большого баллона нетрудно купить в магазине хозтоваров или на рынке. А вот штуцер для маленького баллона нужно изготавливать на токарном станке и не всякий токарь сможет его качественно сделать. Поэтому вместо этого штуцера часто используют саму горелку, вывинчивая жиклёр и закрепляя шланг хомутом.
Ещё потребуются весы с точностью измерения порядка 10 г для измерения веса маленьких баллонов. Если у Вас таких нет, не спешите покупать. Достаточно взять обычную линейку ~40 см, проделать в ней 3 отверстия: два по краям для крючков и одно посередине для подвески. В качестве разновеса берётся пластиковая бутылка ёмкостью 0,6 л. На один крючок вешается в кульке новый неиспользованный баллон, на другой бутылка, в которую наливается столько воды, сколько необходимо для равновесия.
Чтобы газ перетекал в маленький баллон, большой баллон устанавливают краном вниз или кладут на бок, если он полный. Но это ещё не всё. При заправке должно выполняться правило: температура газа в маленьком баллоне должна быть ниже, чем в большом. Чаще происходит наоборот. Большой баллон в целях безопасности держат на улице или каком-нибудь неотапливаемом помещении, а маленькие баллоны – в тёплой квартире. Можно перед заправкой засунуть маленькие баллоны в холодильник, но далеко не у всех он находится рядом с большим баллоном. Поэтому, как правило, приходится использовать не очень приятный приём. Согните 50-60 мм гвоздь в виде буквы «Г» и затупите его остриё (чтобы не повредить клапан на баллоне). Если баллон совсем пустой, его заправляют, на сколько заправиться, затем откручивают, и надавливают гвоздём на его клапан, стравливая газ до тех пор, пока баллон ощутимо не охладится. Потом немедленно накручивают и заправляют снова. Если в баллоне остался газ, просто стравливают до охлаждения, потом заправляют.
После заправки нужно взвесить маленький баллон. Если его масса больше номинальной (565 г. для 750-мл Markill’а), нужно стравить лишний газ до номинальной массы, если меньше – стравить газ до охлаждения и снова заправить.
Во время заправки какое-то количество жидкого газа неизбежно попадает на поверхность баллонов и от них исходит неприятный запах. После заправки я рекомендую опустить маленький баллон в ведро с водой. Он мог испытать удар в последнем походе и получить течь. Пока он пустой, это незаметно. Если течь имеется, вы увидите струйку пузырьков, если нет – вы не только не отравитесь газом, но и не почувствуете в квартире неприятного запаха. Нужно только вымыть баллон с мылом, тщательно вытереть и поставить в сухое место, чтобы не ржавели его стальные части.
Вот, пожалуй, и всё. Опыт мой ограничен, соображения субъективны и я могу ошибаться. Удельная теплота сгорания топлива. Бензин, при 20 цельсия, 44 - 47 МДж/кг Бутан, при 0 цельсия, 46.1 МДж/кг Пропан, при 0 цельсия, 46.6 МДж/кг Н.И.Кошкин, М.Г.Ширкевич "Справочник по элементарной физике", 1988г., Москва "НАУКА". ... Когда фирма-производитель пишет на баллоне "НЕ ЗАПРАВЛЯТЬ" это вовсе не значит что им хочется продать таких баллонов побольше, этого требуют правила сертификации товара и реализации товара. Мало того, таких грамотеев как мы с Вами нужно бить в лоб чтоб не делали того чего делать не надо, а если нам всё же захочется перезаправить то тогда мы должны подойти к такому делу взвешенно и максимально обезопасить себя и окружающих от своих опасных действий. Да, я перезаправляю баллоны, это проза жизни но я не стал бы ухмыляться над господином Романенко из "Вольный ветер" №47 потому как у него написано всё правильно. Я думаю, Вам должно быть извесно что даже палка стреляет, а баллоны с газом будут куда посеръёзнее. А вот проверять на утечки повреждёные баллоны, предварительно их заправив, это вообще никуда не годится! Сосуд под давлением! С видимыми механическими повреждениями его нельзя использовать! Может случиться так, не дай Бог, конечно, что вы уже и не сможете его проверить на утечку. Вобщем, всё хорошо что хорошо, но всегда нужно помнить простое правило "семь раз мерь, один - режь".