Чтобы снизить потери среди соотечественников, пхеньянские стратеги могут ограничиться, помимо артиллерийской дуэли на ДМЗ, захватом группы островов Пэннендо, расположенных почти в 100 километрах от основной территории Южной Кореи. Начнись потом переговоры по примирению – будет что уступать. Штурмовать же напрямую ДМЗ – просто самоубийство: на востоке и центре малопроходимые горные массивы сильно затрудняют передвижение войск и бронетехники. На относительно ровном западном участке, на побережье Желтого моря, это сделать, в принципе, можно, но ценой уничтожения всей армии: с обеих сторон направление прикрывает мощная группировка войск, поддержанная к тому же огромным числом единиц бронетехники.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: случись подобное – больших жертв среди гражданского населения не избежать. Но на тысячи и десятки тысяч жертв американцам глубоко наплевать: ведь война будет идти не на лужайке перед Белым домом.
Что же толкает к таким мрачным прогнозам, задается вопросом издание? Ведь, с каким нашим специалистом по Корее ни заговори, услышишь стандартный ответ: ситуация не столь катастрофическая, какой ее представляют. Бывало, мол, и хуже, вспомним инцидент с захватом судна «Пуэбло» в 1968 году, когда США были вынуждены признать факт шпионажа в северокорейских водах. Или ноябрь 2010 года, когда произошла артиллерийская перестрелка. Тогда тоже, мол, Северной Корее угрожали, говорят эксперты, и вот, смотрите, ничего не произошло.
И все же ситуация в данный момент, к сожалению, кардинально иная: у КНДР уже нет былой палочки-выручалочки в виде СССР и Китая, которые в нужный момент демонстрировали свою готовность прийти на помощь союзнику. Москва и Пекин после февральского ядерного испытания в КНДР публично отреклись от Пхеньяна, поддержав в ООН принятие антисеверокорейской резолюции. А Пекин к тому же в своих находящихся под полным контролем государства СМИ открыто осмеял своего союзника. Так что на этот раз у Вашингтона развязаны руки: он воспринял наши с китайцами действия за карт-бланш, отмечает издание.
По какой причине Пекин отрекся от фактически последней соседней страны, которая более или менее лояльно относилась к своему великому соседу, до конца неясно. Кому нужна война у своих границ, непонятно, но именно на такой сценарий и выразил согласие Пекин. Возможно, речь идет о крупном, если не крупнейшем просчете. Скорее всего, КНР решила проучить дерзкого «младшего брата», но наказание зашло слишком далеко.
Любой военный сценарий развития ситуации плох и для Москвы. С международной точки зрения это будет означать, что Россия допустила избиение своего хотя и не слишком близкого, но все же союзника, что может сказаться на нашем авторитете среди друзей. Поэтому России придется энергично убеждать обе стороны любыми средствами, включая демонстрацию военной силы, отказаться от подобного развития событий.
Крайне невыгодна Москве новая война и по чисто экономическим соображениям. «Россия, безусловно, не заинтересована в допущении этого военного конфликта, грозящего ей крупными экономическими потерями. А их возможная сумма предварительно оценивается более чем в 15 миллиардов долларов, – поясняет изданию эксперт Игорь Войтенко. – Такие потери связаны с временным замораживанием и торговых связей, и реализации как российско-южнокорейских, так и основных российско-транскорейских проектов – газопровода, железной дороги и линии электропередачи для поставок электричества на полуостров из Приморского края.
По оценкам Экспортно-импортного банка Южной Кореи (ЭИБРК), – продолжает эксперт, – в среднем за полугодие в Россию поступает до 70 миллионов долларов прямых инвестиций с Юга Кореи. Встречный уровень российского прямого инвестирования Корейского полуострова составляет около 90 миллионов долларов. Причем до половины общего, то есть двухстороннего объема этих вложений приходится на реализацию трехсторонних проектов, с участием КНДР. С учетом же привлечения Северной Кореи в основные из них, общее число российско-корейских проектов, по оценкам Минэкономики и ЭИБРК, ныне превышает 2000. При этом большинство из них, 1600, реализуются в России. Это один из максимальных показателей по совместным инвестициям... Южнокорейские же вложения в наши промышленные отрасли – наиболее крупные в сравнении с иными зарубежными инвестициями.
В свою очередь, – продолжает эксперт, – ежегодные доходы России после реализации в 2013-2016 гг. трехсторонних проектов могут превысить 5 миллиардов долларов, в том числе в сфере экспорта газа и электричества – до 3,5 миллиарда. Так, газопровод из Приморья на Корейский полуостров, в чем одинаково заинтересованы и Сеул, и Пхеньян, может вывести российский газ на восточноазиатский рынок. Что особенно важно, с учетом растущей конкуренции с нашим газом в ряде европейских стран. А то, что Россия станет основным поставщиком голубого топлива в Южную и Северную Кореи (причем для КНДР – единственным), может резко усилить наши экономические позиции в регионе. Однако для этого требуется политически благоприятный климат. Поэтому российской стороне необходимо не только проработать экономические и технологические составляющие проекта, но и подготовить для него соответствующую политическую почву.
Между тем значение этой топливной артерии для России выходит за пределы Корейского полуострова. Проект весьма привлекателен и для Китая, который тоже, кстати, поддержал усилия Пан Ги Муна в переговорном процессе. Если газопровод продолжить далее, подводным участком, на китайский Шанхай, то в связи с ростом спроса на голубое топливо в этом и других промышленных регионах, для страны это станет большим подспорьем.
Пока что, несмотря на конфликтную ситуацию, Сеул и Пхеньян на официальном уровне недавно подтвердили свою заинтересованность в создании российско-транскорейских артерий. Поэтому для урегулирования межкорейского конфликта с возможным участием России у нас имеется вполне определенная экономическая база», – резюмирует эксперт.
Двойная игра США?
Тем временем известный геополитик Александр дель Валль, преподающий международные отношения в Университете Метца, не исключает, что США не просто так в течение многих лет закрывали глаза на Северную Корею. По мнению некоторых наблюдателей, Пхеньян служит для Вашингтона «полезным врагом», угрозой, которая является предлогом для американского военного присутствия на юге от Китая... Задача такого «азиатского пояса» заключается не только в противодействии северокорейской угрозе, но и в окружении настоящего геостратегического врага США – Китая. Об этом эксперт пишет в свежем номере французского журнала Atlantico.
Одновременно Александр дель Валль отмечает, что у объединения двух нынешних корейских государств (а это объединение вполне может быть результатом поражения Пхеньяна в будущем конфликте) не очень-то выгодно и другим игрокам региона. Япония тоже побаивается северокорейского врага, который нередко грозил ей войной, однако параллельно с этим опасается и объединения двух Корей, считает эксперт. Ведь подобный сценарий удвоил бы геостратегическую мощь ее главного экономического соперника, чья продукция (а она уже сейчас обходит японскую на многих рынках) стала бы еще конкурентоспособнее благодаря низкой стоимости рабочей силы бедных жителей Севера. При таком развитии событий Goldman Sachs ставит Южную Корею на восьмое место (впереди Германии и Японии) в рейтинге крупнейших мировых экономик к 2050 году. Кроме того, в результате объединения двух Корей новое государство стало бы обладателем атомного оружия, что вынудило бы Японию приступить к производству дорогостоящего ядерного арсенала. А Токио совершенно не горит желанием это делать из-за экономического кризиса и постепенного отказа от мирного атома после аварии на Фукусиме.
Что касается роли Китая в этом регионе, продолжает эксперт, то Пекин понимает, что чем больше северокорейский режим потрясает кулаком перед носом союзников Вашингтона, тем больше это оправдывает присутствие США и расширение военных возможностей Японии и Южной Кореи. А это противоречит стратегическим интересам Китая, который стремится вытеснить из Азии американские силы. Пекин рассматривает Пхеньян как пешку в стратегической игре и, несмотря на внешнее недовольство неудобным партнером, неизменно выступает против по-настоящему жестких международных санкций, которые могли бы привести к падению режима в Пхеньяне. Китай никогда не стремился и не был заинтересован в разрыве отношений с Северной Кореей, которая дает ему на откуп свои порты и предоставляет тем самым торговое преимущество над японскими и южнокорейскими конкурентами.
В стратегическом плане Северная Корея стала для Пекина чем-то вроде прокитайского форпоста на юго-восточной границе, где находятся такие военные союзники США, как Южная Корея (там расквартированы 30 000 американских солдат и морских пехотинцев) и соседняя Япония. Кроме того, союзник в лице Пхеньяна дает Пекину возможность «переложить» на него ответственность за военную ситуацию в Восточной Азии и сосредоточиться на Тайване, который является еще одним важным камнем преткновения в отношениях между США и Китаем. Как бы то ни было, сегодня пекинский режим в первую очередь заинтересован в подрыве легитимности военного присутствия Америки, которую, как ни парадоксально, обеспечивает его неконтролируемый северокорейский союзник.
Все это наводит сторонников самых циничных теорий на мысль о том, что сохранение существующего вот уже много лет в этой неспокойной части Восточной Азии статус-кво не так уж нежелательно для всех сторон и даже может быть выгодным для интересов США в регионе, резюмирует Александр дель Валль. Разумеется, при условии, что северокорейские угрозы так и останутся просто словами – точно так же, как угрозы Ирана в адрес Израиля и его ядерная программа оправдывают существование американских баз в Персидском заливе.