Travolta
Барыга постапокалипсиса
Карбидные лампы.
Карбидки бывают двух типов: открытого и закрытого.
Из серийных образцов карбидка Дякина, уральская карбидка - закрытые, большинство остальных (Petzl, Альтурс, Скиф и проч.) - открытые. В чем между ними разница? Это хорошо видно на рисунке: слева карбидка открытого типа, справа - закрытого. Любая карбидка состоит из двух камер. В нижней находится карбид. В верхней вода. Над водой еще есть пустое пространство. В открытой карбидке верхняя камера соединена с атмосферой отверстием. Обычно это дырочка в крышке заливного отверстия. В альтурсовском и петцелевском бачке дырочка спарена со штуцером под шланг. Таким образом, давление газа в верхней камере всегда равно атмосферному. А давление в нижней камере равно или чуть меньше давления столба воды в верхней камере. Как только давление ацетилена становится больше давления столба воды, ацетилен начинает пробулькивать через вентиль (капельник) в верхнюю камеру до выравнивания давлений. Когда давление ацетилена ниже давления воды, ацетилен идет только через форсунку. Условие нормальной работы карбидки - постоянное поступление воды через отверстие вентиля в нижнюю камеру. Можно записать формулу давлений на отверстии вентиля открытой карбидки. Давление сверху больше, поэтому вода беспрепятственно стекает в нижнюю камеру:
Рн2о + Ратм. > = Рс2н2 + Ратм.
или
Рн2о > = Рс2н2
Атмосферное давление в формуле действует на камеры через форсунку и через атмосферное отверстие в крышке.
Из формулы видно, что давление ацетилена в форсунке не может быть больше давления столба воды в бачке, сколько бы мы не подавали воду на карбид.
Иная картина в бачке закрытого типа. Конструкция отличается лишь двумя элементами. Нет отверстия, соединяющего верхнюю камеру с атмосферой. Но есть Г -образная трубка, соединяющая нижнюю камеру с надводным пространством верхней камеры. Благодаря этой трубке давление газа в обеих камерах всегда одинаково. И это давление не связано с высотой водяного столба в верхней камере. Таким образом, давление на форсунке может быть очень большим, вплоть до выбивания форсунки. Формула давлений на вентиле карбидки закрытого типа:
Рн2о + Рс2н2 + Ратм. > = Рс2н2 + Ратм.
или
Рн2о > = 0
Здесь также давление сверху больше и вода поступает в нижнюю камеру.
Необходимость Г-трубки станет понятна, если представить карбидку без атмосферного отверстия и без Г-трубки. Для нее будет иметь место следующая формула:
Рн2о > = Рс2н2 + Ратм.
На верхнюю камеру не действует атмосферное давление, поэтому, чтобы данное неравенство реализовалось, нужен столб воды больше 10.5 м. высотой. Это, очевидно, невозможно, и карбидка работать не будет.
Можно сделать карбидку, которая легко будет переделываться из одного типа в другой. Надо только поставить на Г- образную трубку резьбу со съемной заглушкой. И завести две крышечки для заливного отверстия: одну глухую, а другую с дырочкой. Ну и, конечно, поставить уплотняющую прокладку на вентиль. Иначе через него будет стравливаться давление закрытой карбидки.
. В чем преимущества и недостатки каждого из двух типов карбидок.
Открытые карбидки.
1). Главный недостаток открытой карбидки в том, что по мере расходования воды пламя на форсунке "садится", так как оно не может быть выше давления столба воды. Поднять пламя можно, лишь залив новую порцию воды, что не всегда выполнимо. В закрытых карбидках можно неограниченно увеличивать высоту пламени, увеличивая подачу воды.
2). Если мы слишком сильно откроем вентиль воды, то лишний ацетилен будет уходить в атмосферу, минуя форсунку. А это не экономично. Непонимание этих двух пунктов приводит к тому, что человек бессмысленно увеличивает подачу воды, и, в итоге, имея маленькое пламя, за два часа выжигает всю засыпку карбида. Тогда как при правильном обращении засыпки хватает часов на пять. Но полностью исключить потери невозможно (см.п.3). В среднем, по моим наблюдениям, открытые карбидки требуют карбида раза в полтора больше, чем закрытые.
3). Экономичность открытой карбидки зависит от резкости наших движений. Когда мы двигаемся рывками, поверхность воды в бачке колышется и в эти моменты происходит пробулькивание через капельник. Когда воды остается около 0.5 см, карбидка практически уже не работает. В данном случае я бы советовал полностью закрыть вентиль. Тогда она еще будет работать некоторое время, забирая воду из влажной отработки. Закрытая карбидка не чувствительна к болтанке.
4). Открытые карбидки могут плохо работать в наклонном положении, так как, если воды осталось мало, то в наклонном или лежачем положении отверстие вентиля может оголиться от воды и давление в нижней камере мгновенно сбросится. А постоянное щелканье поджигом, занятие, прямо скажем, малоприятное. Фактически карбидка перестает хорошо работать, когда осталось около четверти полной заливки воды.
5). Из открытых карбидок вода может выливаться из атмосферного отверстия.
Закрытые карбидки.
1). Существенный недостаток таких карбидок в том, что они могут самопроизвольно выходить на форсаж, "раскочегариваться". Происходит это в том случае, если устье Г-образной трубки погрузится под воду. Тогда вода по ней начнет стекать в нижнюю камеру, быстро увеличивая пламя иногда до 20 см. и выше, пока не вышибет форсунку. В такой ситуации надо быстро отвинтить крышку заливного отверстия и таким образом сбросить давление. После этого надо подождать минуты две, пока прореагирует вся лишняя вода и снова завинтить ее.
2). Чтобы Г-образная трубка не "захлебывалась", воду в бачок нельзя заливать под самою крышку. Оставляют приблизительно сантиметр воздушного слоя. Это еще один недостаток конструкции - паразитный объем в верхней камере.
3). Данная конструкция сложнее по исполнению, так как в ней резьба вентиля должна быть герметичной и держать пусть не большое, но давление. А уплотняющие прокладки бывают капризными.
4). Еще одно неудобство закрытой карбидки: ее надо заливать водой перед самым использованием. Ведь если даже шток надежно закрыт, вода может проникнуть в нижнюю камеру через Г-образную трубку. Протреся такую карбидку по автобусам часа два, можно обнаружить, что добрая половина карбида уже превратилась в отработку. Впрочем, многие открытые карбидки тоже нельзя заливать водой заранее (см. выше, п.5).
5). Зато закрытые карбидки стабильнее работают в наклонном и лежачем положениях, меньше гаснут при ударах.
Карбидки бывают двух типов: открытого и закрытого.
Из серийных образцов карбидка Дякина, уральская карбидка - закрытые, большинство остальных (Petzl, Альтурс, Скиф и проч.) - открытые. В чем между ними разница? Это хорошо видно на рисунке: слева карбидка открытого типа, справа - закрытого. Любая карбидка состоит из двух камер. В нижней находится карбид. В верхней вода. Над водой еще есть пустое пространство. В открытой карбидке верхняя камера соединена с атмосферой отверстием. Обычно это дырочка в крышке заливного отверстия. В альтурсовском и петцелевском бачке дырочка спарена со штуцером под шланг. Таким образом, давление газа в верхней камере всегда равно атмосферному. А давление в нижней камере равно или чуть меньше давления столба воды в верхней камере. Как только давление ацетилена становится больше давления столба воды, ацетилен начинает пробулькивать через вентиль (капельник) в верхнюю камеру до выравнивания давлений. Когда давление ацетилена ниже давления воды, ацетилен идет только через форсунку. Условие нормальной работы карбидки - постоянное поступление воды через отверстие вентиля в нижнюю камеру. Можно записать формулу давлений на отверстии вентиля открытой карбидки. Давление сверху больше, поэтому вода беспрепятственно стекает в нижнюю камеру:
Рн2о + Ратм. > = Рс2н2 + Ратм.
или
Рн2о > = Рс2н2
Атмосферное давление в формуле действует на камеры через форсунку и через атмосферное отверстие в крышке.
Из формулы видно, что давление ацетилена в форсунке не может быть больше давления столба воды в бачке, сколько бы мы не подавали воду на карбид.
Иная картина в бачке закрытого типа. Конструкция отличается лишь двумя элементами. Нет отверстия, соединяющего верхнюю камеру с атмосферой. Но есть Г -образная трубка, соединяющая нижнюю камеру с надводным пространством верхней камеры. Благодаря этой трубке давление газа в обеих камерах всегда одинаково. И это давление не связано с высотой водяного столба в верхней камере. Таким образом, давление на форсунке может быть очень большим, вплоть до выбивания форсунки. Формула давлений на вентиле карбидки закрытого типа:
Рн2о + Рс2н2 + Ратм. > = Рс2н2 + Ратм.
или
Рн2о > = 0
Здесь также давление сверху больше и вода поступает в нижнюю камеру.
Необходимость Г-трубки станет понятна, если представить карбидку без атмосферного отверстия и без Г-трубки. Для нее будет иметь место следующая формула:
Рн2о > = Рс2н2 + Ратм.
На верхнюю камеру не действует атмосферное давление, поэтому, чтобы данное неравенство реализовалось, нужен столб воды больше 10.5 м. высотой. Это, очевидно, невозможно, и карбидка работать не будет.
Можно сделать карбидку, которая легко будет переделываться из одного типа в другой. Надо только поставить на Г- образную трубку резьбу со съемной заглушкой. И завести две крышечки для заливного отверстия: одну глухую, а другую с дырочкой. Ну и, конечно, поставить уплотняющую прокладку на вентиль. Иначе через него будет стравливаться давление закрытой карбидки.
. В чем преимущества и недостатки каждого из двух типов карбидок.
Открытые карбидки.
1). Главный недостаток открытой карбидки в том, что по мере расходования воды пламя на форсунке "садится", так как оно не может быть выше давления столба воды. Поднять пламя можно, лишь залив новую порцию воды, что не всегда выполнимо. В закрытых карбидках можно неограниченно увеличивать высоту пламени, увеличивая подачу воды.
2). Если мы слишком сильно откроем вентиль воды, то лишний ацетилен будет уходить в атмосферу, минуя форсунку. А это не экономично. Непонимание этих двух пунктов приводит к тому, что человек бессмысленно увеличивает подачу воды, и, в итоге, имея маленькое пламя, за два часа выжигает всю засыпку карбида. Тогда как при правильном обращении засыпки хватает часов на пять. Но полностью исключить потери невозможно (см.п.3). В среднем, по моим наблюдениям, открытые карбидки требуют карбида раза в полтора больше, чем закрытые.
3). Экономичность открытой карбидки зависит от резкости наших движений. Когда мы двигаемся рывками, поверхность воды в бачке колышется и в эти моменты происходит пробулькивание через капельник. Когда воды остается около 0.5 см, карбидка практически уже не работает. В данном случае я бы советовал полностью закрыть вентиль. Тогда она еще будет работать некоторое время, забирая воду из влажной отработки. Закрытая карбидка не чувствительна к болтанке.
4). Открытые карбидки могут плохо работать в наклонном положении, так как, если воды осталось мало, то в наклонном или лежачем положении отверстие вентиля может оголиться от воды и давление в нижней камере мгновенно сбросится. А постоянное щелканье поджигом, занятие, прямо скажем, малоприятное. Фактически карбидка перестает хорошо работать, когда осталось около четверти полной заливки воды.
5). Из открытых карбидок вода может выливаться из атмосферного отверстия.
Закрытые карбидки.
1). Существенный недостаток таких карбидок в том, что они могут самопроизвольно выходить на форсаж, "раскочегариваться". Происходит это в том случае, если устье Г-образной трубки погрузится под воду. Тогда вода по ней начнет стекать в нижнюю камеру, быстро увеличивая пламя иногда до 20 см. и выше, пока не вышибет форсунку. В такой ситуации надо быстро отвинтить крышку заливного отверстия и таким образом сбросить давление. После этого надо подождать минуты две, пока прореагирует вся лишняя вода и снова завинтить ее.
2). Чтобы Г-образная трубка не "захлебывалась", воду в бачок нельзя заливать под самою крышку. Оставляют приблизительно сантиметр воздушного слоя. Это еще один недостаток конструкции - паразитный объем в верхней камере.
3). Данная конструкция сложнее по исполнению, так как в ней резьба вентиля должна быть герметичной и держать пусть не большое, но давление. А уплотняющие прокладки бывают капризными.
4). Еще одно неудобство закрытой карбидки: ее надо заливать водой перед самым использованием. Ведь если даже шток надежно закрыт, вода может проникнуть в нижнюю камеру через Г-образную трубку. Протреся такую карбидку по автобусам часа два, можно обнаружить, что добрая половина карбида уже превратилась в отработку. Впрочем, многие открытые карбидки тоже нельзя заливать водой заранее (см. выше, п.5).
5). Зато закрытые карбидки стабильнее работают в наклонном и лежачем положениях, меньше гаснут при ударах.
Последнее редактирование: