Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования запрещенного сейчас монометиланилина (ММА) в качестве антидетонационной (для повышения октанового числа) присадки в бензин. Сейчас в России для этой цели повсеместно используют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Поскольку в 2016 году Россия, вслед за США и Европой, запретила использовать ММА. Как выяснилось, всего лишь потому, что на тот момент не было официального подтверждения его безопасности для здоровья людей. А для МТБЭ такая бумажка имелась.
Практически всем специалистам отрасли известно: да, МТБЭ немного дешевле ММА. Однако для повышения октанового числа бензина с 92 до 95 ММА требуется в 10 раз меньше чем МТБЭ. В готовом топливе его будет содержаться всего 1%, а не 10%. По этой причине бензин с монометиланилином в итоге оказывается на 10—15% дешевле! Это означает, что из-за применения метил-трет-бутилового эфира в качестве стандартной присадки, с 2016 года автовладельцы России переплатили на АЗС не поддающиеся подсчету миллиарды рублей.
Но самый ужас всей этой истории вокруг бензиновой «химии» в том, что она самым прямым образом влияет на здоровье водителей и пассажиров. Однопроцентное присутствие ММА в бензине делает его фактически безвредным для человека. Не пей топливо и ничего плохого оно тебе не сделает!
А МТБЭ в горючем содержится 10%. И, что самое неприятное, он крайне летуч. Для справки: эта повсеместно применяемая присадка кипит уже при 55ºС, а запрещенный и «ужасный» монометиланилин — только при 210ºС. Теперь вспомните, как раскаляется на летнем солнышке ваша машина — иной раз руку обжечь можно об кузов!
Это означает, что в жару якобы «безопасный» МТБЭ очень интенсивно испаряется. Имейте в виду: 10% залитого в бензобак вашего авто летом топлива норовят тупо улетучиться. И мы дышим этими парами уже семь лет подряд! Ну и октановое число бензина при этом здорово падает. Постояла машина денек на солнце с половиной бак АИ−95, а к вечеру горючее превратилось в АИ−92. Миллионы автомобилистов и не подозревают, что летом «кормят» свою машину не рекомендованным «девяносто пятым», а низкооктановым «девяносто вторым».
пока в «верхах» решают судьбу пресловутого компонента МТБЭ, нам придется самостоятельно устранять возможные кризисные моменты, связанные с его нынешним использованием в бензине. И в этом плане, кстати, весьма полезно обратиться к опыту автомобилистов из западных стран. Там тоже знают о негативных способностях «эфирной» добавки ухудшать качество горючего, а потому опытные водители всегда держат в машине специальные топливные присадки.
Об актуальности данной проблемы говорит уже тот факт, что такие препараты в одной только Германии выпускают несколько крупных компаний, производящих автохимию. Так, немецкая Bizol разработала комплексную присадку Octane Power+ g81, предназначенную для улучшения качества бензина, в том числе за счет повышения его октанового числа.