Список, состоящий из сотен слов и словосочетаний, впечатляет. Трудно было предположить, что использование в своем аккаунте в Facebook слова «Мексика» или «Китай», будет замечено специальными программами. Кроме того, в списке упомянут почти весь Ближний Восток — Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Йемен Сомали, а также Северная Корея и Колумбия.
Принципы подбора слов и терминов вполне понятны — список разбит на категории «внутренняя безопасность», «ядерная безопасность», «здравоохранение и птичий грипп», «безопасность инфраструктуры», «терроризм» и другие. Понятно наличие ключевых выражений и слов, таких как «грязная бомба», «заложники», «зарин», «джихад», «Аль-Каида». Однако рядом находятся слова из повседневного лексикона любого мирного обитателя Интернета — «облако», «снег», «свинина», «химический», «мост», «вирус»…
«Под колпак» может попасть автор поста о популярном в Европе автомобиле «смарт» или упомянувший всуе историю о Каине и Авеле. Что примечательно, мониторится само словосочетание «социальная сеть».
Правозащитники из «Информационного центра по защите частной жизни в электронной среде» считают, что список содержит слишком много слов, имеющих различные смыслы, что создает угрозу гарантиям, которые дает Первая поправка Конституции США, провозглашающая свободу слова.
Министерство национальной безопасности США (МНБ) в какой-то степени соглашается с критикой. Как заявил пресс-секретарь ведомства Мэтью Чендлер (Matthew Chandler), необходимо уточнить алгоритмы использования поисковых программ.
В свою очередь, высокопоставленный чиновник МНБ в интервью с интернет-изданием Huffington Post заявил, что активность в сфере мониторинга интернета находится в начальной стадии и направлена на предупреждение терроризма и контроля за природными катаклизмами, но в то же время отверг почти автоматические подозрение, что министерство использует свои возможности для контроля за инакомыслием. Однако судя по активности «Информационный центр по защите частной жизни в электронной среде», с ним согласны не все.
В то же время мониторинг интернета и соцсетей был бы непростым занятием без взаимодействия с лидерами компьютерных технологий. Форбс писал в этой связи, что, видимо, МНБ имеет некие договоренности с такими компаниями как Google, Facebook. Twitter и другие, которые позволяют получить доступ к некоторым разделам программного обеспечения и просеивать интернет в режиме близком к реальному времени.
Между тем, крупнейшие компании располагают гигантской информацией о пользователях их продукции, В прошло году немалую огласку получило расследование Wall Street Journal, согласно которому Google и Apple, как оказалось, собирают информацию о местонахождении своих клиентов не только посредствам мобильных гаджетов, но и с помощью персональных компьютеров. Как пишет издание, Apple сохраняет данные о передвижениях пользователей через свои компьютеры Macintosh, подключенные к сети Wi-Fi. Google делает то же самое — через ПК, владельцы которых выходят в интернет через браузер Google Chrome. Как отмечала газета, обе компании заявляют, что сохранение этих данных строго конфиденциально и «не преследует каких-то скрытых намерений».
Но это значит, что за вами все же следят.
Остается один вопрос — насколько широко географически используются возможности «Большого брата», описанные в антитоталитарном романе Джорджа Оруэлла «1984» еще в 1949 году.
На прошлой недели госсекретрь США Хиллари Клинтон заявила, что специалисты успешно взломали сайт «Аль-Кайды» в Йемене и разместили на них свою информацию. Хотя в этом усмотрели первое признание США в ведении киберопераций, однако, немаловажно и другое — глобальный масштаб активности, не признающей ни границ, ни языковых барьеров.