Старшая посёлка Людмила Малышева вспоминает, что приехала сюда в семидесятые годы, и посёлок был процветающим.
- Здесь и школа была, и своя пожарная часть, и клуб, - перечисляет Людмила Семёновна. Добавляет магазины, почтовое отделение.
Ничего этого сейчас нет. Вообще ничего нет. Осталась небольшая частная пилорама, а инфраструктуры у посёлка - как в чистом поле. Ни одного магазина, ни аптеки, ни фельдшерского пункта.
Ледовая переправа начинает работать в декабре, заканчивает в марте. Речная навигация до сих пор не появилась, паром не работает. Обещают запустить 30 мая, но в селе сомневаются.
И так - каждый год. С октября по декабрь и с марта по май Тутуяс остаётся полностью отрезанным от "материкового" Кузбасса. Четыре месяца 45 семей - а в каждой несколько человек, и не только старики, живут в изоляции. Заранее покупают медикаменты и продукты и смотрят новости по телевизору. Интернет сюда тоже не завезли, и нашу заметку в "коренном" Тутуясе, боюсь, не прочитают.
Разговор с людьми каждый раз выруливает на тему парома:
- Ещё в начале прошлой навигации цена была 220 рублей, к концу сделали 250, а сейчас 300 - что за инфляция такая? - Возмущаются наши собеседники.
Другой мужчина заявил, что противостояние с паромщиком "плохо кончится", но попросил не называть его имени в публикации.
Надо сказать, "коренное население" имеет льготы - каждому хозяйству (не жителю!) выдаётся по
40 бесплатных паромных переправ на пятимесячный сезон. Это в одну сторону, а туда и обратно - 20. Выходит по четыре переправы в месяц - не накатаешься.
- У нас двое детей, Один ребёнок — инвалид. С таким ценами очень накладно ездить каждый день и платить по 600 рублей, - рассказывает Станислав и добавляет, что переправа паромная через реку Обь стоит 200 рублей. Там 1,3 километра, на Томи в Тутуясе - 300 метров. Обидно.
Между тем дачники продолжают прибывать, покупают участки и строятся. Очень здесь красиво, душа радуется в отрыве от надоедливой "цивилизации". Странно, что никто не желает организовать небольшой бизнес, хотя бы открыть магазинчик. Летом посёлок и близлежащие сады наполнены людьми всех возрастов - отдыхающими и любителями повозиться на дачном участке.
- Не дай бог пожар или сердце схватит! - об этом задумывается буквально каждый наш собеседник. Впрочем, здесь есть гидропомпа и формально организована "пожарная дружина".
Впрочем, медики по мере сил приходят на помощь.
Выглядит это так: своим ходом восемь километров до реки, там на другом берегу уже ожидает "скорая", а по воде с комфортом переправляет сердечника катер МЧС на воздушной подушке.
Люди, с которыми мы говорили, в один голос обещали, что вопрос с паромом "так не оставят". Будут обращаться к главе Мысков Евгению Тимофееву, вступившему в должность почти четыре года назад. Пока такие попытки выглядят безуспешными:
- Я мэру написал об этой проблеме, он меня заблокировал ВКонтакте, - сообщил Станислав, недавно поселившийся в Тутуясе. Свой посёлок он называет не затерянным миром - всего восемь километров от города, но брошенным.
Ещё хуже тем, кто обустраивает своё хозяйство:
- Машину сена купить - три тысячи, а доставка обойдётся ещё дороже, один только паром тысячу стоит для грузовика в две стороны, а сам грузовик, а бензин, - разводят руками местные. По их словам, одна переправа обходится бизнесмену Игорю Степанову в стакан солярки. Солярка за год подорожала на десять рублей, а паром для одной машины - на 80, - и прицеп считается как отдельная машина!
Переправы в Тутуясе нет больше двух месяцев, с 20 марта, как взорвали лёд на Томи.