Великобритания и Франция: неучтенный потенциал Двусторонний формат разоруженческой инициативы США странным образом не учитывает того факта, что в число официальных военных союзников США входят две крупные ядерные державы: Великобритания, чья ядерная политика изначально зависима от США, и Франция, возвращающаяся после долгого перерыва в военную структуру Северо-Атлантического альянса. Их потенциал должен быть учтен в качестве дополнительного фактора ядерного превосходства США над РФ. В количественном плане, этот потенциал все еще заметно уступает российскому, но в качественном – находится на высоком уровне. Стратегические ядерные силы Великобритании сосредоточены на четырех современных подводных лодках-ракетоносцах собственной разработки, программа ввода которых в боевой состав осуществлена в последние 10 лет. Каждая лодка имеет 16 пусковых установок для БРПЛ «Трайдент-2», фактически арендованных у США и перед вводом в строй загруженных на лодки в американском арсенале, находящемся в Кингс-Бей. При 8 боезарядах на каждой БРПЛ общее количество зарядов на четырех подводных лодках может достигать 512. Однако в июле 1998 года Лондон заявил о том, что не намерен иметь более 200 оперативно развернутых боезарядов, т. е. фактически уменьшил свой максимальный оперативно развернутый потенциал более чем наполовину. Предполагается постоянное боевое дежурство только одной ПЛАРБ с 48 боеголовками. Поэтому на лодках находятся по 12–16 ракет и в среднем около 40 зарядов. Все лодки имеют двойное подчинение — национальному командованию и США (действующим по единому плану). В военное время Великобритания передает все свои силы под контроль объединенного командования НАТО. Применение ядерных средств планируется осуществлять в форме упреждающего ядерного удара всем составом боеготовых средств (скорее всего, совместно с США) или в форме ответного удара дежурным составом (одной-двумя ПЛАРБ) самостоятельно. Фактическое число боеголовок, имеющихся у Франции, остается в секрете. В этом году Федерация американских ученых, следящих за размером ядерных арсеналов, сообщила, что Франция имеет 348 боеголовок, 288 из которых размещены на подводных лодках, 50 – на крылатых ракетах воздушного базирования и 10 на бомбардировщиках. Ядерный потенциал Франции сегодня превосходит британский. К тому же, в отличие от ядерной политики Британии, которая весьма зависима от США, французская ядерная программа является практически самодостаточной. Париж вполне способен конкурировать с США и РФ если не по количественным, то уж точно по качественным показателям. Таким образом, СЯС РФ должны являться противовесом одновременно СЯС США, военных союзников США и КНР, обычным силам США, других стран НАТО и КНР. В таких условиях их сокращение способно поставить крест на перспективах существования России как самостоятельного и целостного государства в существующих границах. И, следовательно, Москва не может принять инициативу Барака Обамы. Главная проблема, однако, состоит в том, что, при сохранении существующей динамики, отставание СЯС РФ от СЯС США настолько быстро увеличивается, а превосходство над СЯС КНР настолько быстро сокращается, что дополнительные меры разоружения становятся все менее актуальны. Реальность деградации российского ядерного потенциала, в тенденции, превосходит самые смелые разоруженческие проекты. Соответственно, не только в случае реализации свежих разоруженческих инициатив Барака Обамы российские ядерные силы ожидает крах – крах неизбежен и в рамках инерционного сценария. Рабочая группа Института национальной стратегии: Александр Храмчихин, Михаил Ремизов, Алексей Ващенко, Станислав Белковский. |