Satir
Готовящийся
Капитан Арктика
Ледовый пакт Западные «друзья и партнеры» решили взяться за Арктику всерьез. На прошлой неделе США, Канада и Финляндия достигли договоренности о запуске Инициативы по сотрудничеству в области строительства ледоколов, или ICE Pact (Icebreaker Collaboration Effort Pact). …Как мы многократно...
t.me
Ледовый пакт
Западные «друзья и партнеры» решили взяться за Арктику всерьез. На прошлой неделе США, Канада и Финляндия достигли договоренности о запуске Инициативы по сотрудничеству в области строительства ледоколов, или ICE Pact (Icebreaker Collaboration Effort Pact).
…Как мы многократно говорили, любые широковещательные планы по «проецированию влияния», «усилению присутствия», «продвижению интересов» и т.д. и т.п. в Арктике останутся пафосными словами, если за ними не будут стоять реальные рычаги. Ключевым из которых является наличие рабочего ледокольного флота. Все это прекрасно понимают на Западе, в том числе и в цитадели наших заклятых друзей – США. В Вашингтоне уже давно поднимают проблему диспропорции между российскими (а теперь и китайскими) и американскими возможностями в этой сфере и последовательно идут к наращиванию своих ледокольных мускулов.
Одного лишь волевого решения исправить имеющийся разрыв (по американским подсчетам*, у наших сейчас в строю более сорока ледоколов против всего двух у Береговой охраны США) недостаточно. Деньгами проблему залить тоже не получается: несмотря на приоритетный статус, программа по строительству судов данного класса буксует, сроки едут вправо, сметы растут. США банально утратили компетенции в этой сфере и нарастить их за считанные годы не выходит.
Сосед и союзник США, Канада, является игроком помощнее. У нее вполне функциональный ледокольный флот, который будет расти – в стране продвигается серьезная программа по строительству нескольких десятков ледоколов нового поколения, включая мощнейший в мире дизельэлектрический ледокол. Но этого все равно не хватает: для достижения чаемого натовцами перевеса в Арктике нужно активнее включать в дело американский промышленный потенциал.
Компетенции и мощности, критически необходимые американцам, есть у нового члена НАТО – Финляндии. Собственно, страна является одним из ведущих мировых центров в данной сфере: как заявляется, ее КБ разработали до 80% всех существующих проектов ледоколов, а ее верфи построили порядка 60% мирового ледокольного флота (тут вспомним, например, наши «Таймыр» и «Вайгач», а также массу судов поменьше). По подсчетам Вильсоновского центра, полный цикл от размещения заказа до сдачи судна арктических классов в Финляндии в среднем составляет 24 месяца, и при этом оно обходится в четыре раза дешевле, чем аналогичное судно, построенное в США. Именно этими активами – прежде всего, технологиями, компетенциями и ноу-хау – и поделится Финляндия со своими новыми друзьями по НАТО.
Планы у «Ледового пакта» серьезнее некуда. В течение предстоящего десятилетия страны пакта должны будут выкатить от 70 до 90 (!) новых ледокольных судов. Значительная нагрузка ляжет на финские верфи, которые частично остались не у дел после вынужденного ухода российских заказов, а также на американцев, твердо намеренных вернуть утраченные позиции в судостроительном секторе. Члены консорциума намерены до конца года подготовить меморандум, в котором будет описана конкретная схема сотрудничества, распределение ролей внутри пакта, а также механизм привлечения к нему новых сторон.
Получится ли у американо-финско-канадского трио выйти на целевые значения – вопрос открытый. Однако мы бы воздержались от насмешливо-скептических оценок. Шапкозакидательским настроениям тут не место. Да, у нас есть общепризнанная фора в области арктического судостроения. Но в некоторой степени она была обеспечена долгосрочным партнерством с Финляндией, которая теперь включается в работу конкурирующей команды. При этом все три страны пакта – мощные высокотехнологичные индустриальные державы, проблемы которых несравнимы с проблемами России, утратившей целые отрасли промышленности в постсоветские десятилетия. Пакт – это угроза, носящая выраженно экспансионистский, антироссийский характер и проецируемая на десятилетия вперед.
#арктикабезопасность #ледоколы #судостроение #США #Канада #Финляндия
___________
* В это число они включили буквально все подряд, раздувая жупел «русской опасности». Но все равно разрыв пока что впечатляющий.