Камрады, тема посвящена веревкам (не из магазина) которые мы можем изготовить сами из природных материалов. Если у кого есть опыт в изготовлении или информация, поделитесь.
кое-что из нета, изготовление материала для плетения веревок и не только:
кое-что из нета, изготовление материала для плетения веревок и не только:
Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особен*но надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна. Их гибкость и прочность давно оце*нили птицы. Например, клест всег*да ищет крапивник, чтобы благоус*троить свое зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утепленном еще с осени гнезде. Весной заготовку строймате*риала в крапивнике вовсю ведет си*ница ремез. Ее гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ра*киты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет. Уж не эти ли пернатые умельцы надоуми*ли и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..
Подобно льну и конопле, крапи*ва — одно из самых древнейших во*локнистых растений, которые чело*век научился обрабатывать.
Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и кана*ты, плели рыболовные сети. На за*падном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыбо*ловная сеть, сплетенная из крапив*ных нитей еще в каменном веке.
Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спас*ла от злых чар братьев, превращен*ных в диких лебедей. По совету до*брой феи она нарвала крапивы, раз*мяла ее стебли, напряла нитей, а за*тем изготовила из них рубахи-коль*чуги, вернувшие братьям человечес*кий облик. В сказке отразилась дав*няя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной якобы оберегать челове*ка от злых чар и дурного глаза, а так*же исцелять от различных болезней. Недаром из крапивной пряжи вяза*лись носки, которые носили при рев*матических болях, пояса, применя*емые при радикулите и мигрени.
Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладис*тые лен и конопля. Однако память о крапиве как о волокнистом растении все же сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детс*ких играх. В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девоч*ки пряли волокна из крапивы для по*лучения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — гото*вых ниток матери не давали». Воз*можно, с педагогической точки зре*ния матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу. Остается толь*ко гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрос*лые давно забыли?.. Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрос*лыми. Даже в наше время их исполь*зуют для прядения ниток, предпочи*тая покупным, коренные жители Кам*чатки и Приамурья. Прочные и долго*вечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных из*делий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Дово*льно часто используют и другое во*локнистое растение, растущее на пус*тырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С за*готовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, раз*деляют ее на волокна, сушат и уби*рают на хранение. Часть заготовлен*ного материала окрашивают отва*ром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волок*нам глянец, в красящий раствор до*бавляют рыбий жир. Чередуя в оп*ределенном порядке темные и свет*лые волокна, мастера украшают по*верхность изделий выразительными геометрическими узорами.
- В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешко*вину и многое другое. В народе рас*тение нередко называли дикой коноп*лей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории на*шей страны с IX века, называемы*ми пенькой. В наше время пенька не*заменима при изготовлении морс*ких канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за нарко*тических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Вполне возможно, что в недалеком будущем ученые смогут заменить ее культурным видом кипрея узколис*того, волокна которого имеют сход*ные свойства. Возможно, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изгото*вим своими руками крапивную ку*дель.
КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ
Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабаты*вать лен, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова вы*сушивать, чтобы получить наконец ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в пер*вой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлесткие дожди, росы, из*морозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...
Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в несколь*ких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.
ОБМИНАНИЕ. Обработку трес*ты начинают с обминания ее в спе*циальных мялицах. От того, на*сколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой — предупреждала кресть*янская поговорка. Мялицу, или мял*ку, для обработки небольшого коли*чества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит из четырех деталей (рис. 1а). К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, или било, снизу слегка заос*тряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь ос*нование мялицы укрепляют шурупа*ми на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одно*го из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания трес*ту слегка поворачивают и продвига*ют немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.
Обминание тресты идет более спо*ро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки (рис. 1б). Хотя рабо*тать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закла*дывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмя*тые стебли, называемые повесмом. Рис. 1
ТРЕПАНИЕ. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — дере*вянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — ее треплют специальной трепалкой (или трепа*лом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Тре*палки (рис. 2а) вырезают из твер*дой древесины дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму час*тые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (рис. 26). Обычно после такой об*работки оставшиеся частицы кос*трики легко отслаиваются. Их оста*ется только вытрясти, ударяя пуч*ком повесма о круглую деревянную палку (рис. 2в) или ребро скамьи. Рис. 2
ОШМЫГИВАНИЕ. Особенно трудно отделяются от повесма ве*щества, находящиеся между волок*нами в верхнем слое стебля. Их мож*но окончательно разрушить и уда*лить способом ошмыгивания. Рис. 3
Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки неболь*шой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (рис. 3а). Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчай*шие пылевидные частицы. Освобож*денные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значи*тельное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рис. 36). Щипцы состоят из двух березо*вых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно за*жать в мялице рычагом-билом. Од*нако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с ва*ликом-эксцентриком (рис. 3в). Тем более что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки воло*кон — чесании. Закрепленные волок*на захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На сле*дующем этапе пучок волокон пере*ворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и пере*ходить к чесанию волокон.
ЧЕСАНИЕ. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пря*жа.
Рис. 4
Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину ис*пользовали большие кленовые греб*ни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — ма*ленькими гребенками и щетками, из*готовленными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разгла*живания мычека, или мочек, назы*вался мыканием. Он требовал боль*шого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгла*дить буквально каждую прядь воло*кон. Отсюда и пошли известные вы*ражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно рас*чесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, име*ющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладыва*ют одну прядь к другой. Чесать на*чинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (рис. 4 а). При этом на рас*ческе остаются короткие волокнис*тые очески — изгребь. Волокна сред*ней длины, вычесываемые волося*ными щетками, назывались пачеся*ми, а оставшиеся длинные волокна— куделью (рис. 4 б). Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафа*ны, рубахи, скатерти, полотенца, пос*тельное белье и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (ина*че — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким пере*плетением нитей — веретье и рядни*ну, использовавшиеся для хозяйствен*ных нужд. Из грубых волокон, кото*рые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и кана*ты, использовали как паклю для про*кладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отва*ре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изде*лия из изгребья и пачесей иногда вы*мачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микро*бов. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раст*вор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.
Подобно льну и конопле, крапи*ва — одно из самых древнейших во*локнистых растений, которые чело*век научился обрабатывать.
Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и кана*ты, плели рыболовные сети. На за*падном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыбо*ловная сеть, сплетенная из крапив*ных нитей еще в каменном веке.
Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спас*ла от злых чар братьев, превращен*ных в диких лебедей. По совету до*брой феи она нарвала крапивы, раз*мяла ее стебли, напряла нитей, а за*тем изготовила из них рубахи-коль*чуги, вернувшие братьям человечес*кий облик. В сказке отразилась дав*няя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной якобы оберегать челове*ка от злых чар и дурного глаза, а так*же исцелять от различных болезней. Недаром из крапивной пряжи вяза*лись носки, которые носили при рев*матических болях, пояса, применя*емые при радикулите и мигрени.
Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладис*тые лен и конопля. Однако память о крапиве как о волокнистом растении все же сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детс*ких играх. В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девоч*ки пряли волокна из крапивы для по*лучения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — гото*вых ниток матери не давали». Воз*можно, с педагогической точки зре*ния матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу. Остается толь*ко гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрос*лые давно забыли?.. Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрос*лыми. Даже в наше время их исполь*зуют для прядения ниток, предпочи*тая покупным, коренные жители Кам*чатки и Приамурья. Прочные и долго*вечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных из*делий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Дово*льно часто используют и другое во*локнистое растение, растущее на пус*тырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С за*готовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, раз*деляют ее на волокна, сушат и уби*рают на хранение. Часть заготовлен*ного материала окрашивают отва*ром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волок*нам глянец, в красящий раствор до*бавляют рыбий жир. Чередуя в оп*ределенном порядке темные и свет*лые волокна, мастера украшают по*верхность изделий выразительными геометрическими узорами.
- В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешко*вину и многое другое. В народе рас*тение нередко называли дикой коноп*лей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории на*шей страны с IX века, называемы*ми пенькой. В наше время пенька не*заменима при изготовлении морс*ких канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за нарко*тических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Вполне возможно, что в недалеком будущем ученые смогут заменить ее культурным видом кипрея узколис*того, волокна которого имеют сход*ные свойства. Возможно, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изгото*вим своими руками крапивную ку*дель.
КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ
Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабаты*вать лен, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова вы*сушивать, чтобы получить наконец ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в пер*вой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлесткие дожди, росы, из*морозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...
Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в несколь*ких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.
ОБМИНАНИЕ. Обработку трес*ты начинают с обминания ее в спе*циальных мялицах. От того, на*сколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой — предупреждала кресть*янская поговорка. Мялицу, или мял*ку, для обработки небольшого коли*чества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит из четырех деталей (рис. 1а). К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, или било, снизу слегка заос*тряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь ос*нование мялицы укрепляют шурупа*ми на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одно*го из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания трес*ту слегка поворачивают и продвига*ют немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.
Обминание тресты идет более спо*ро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки (рис. 1б). Хотя рабо*тать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закла*дывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмя*тые стебли, называемые повесмом. Рис. 1
ТРЕПАНИЕ. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — дере*вянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — ее треплют специальной трепалкой (или трепа*лом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Тре*палки (рис. 2а) вырезают из твер*дой древесины дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму час*тые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (рис. 26). Обычно после такой об*работки оставшиеся частицы кос*трики легко отслаиваются. Их оста*ется только вытрясти, ударяя пуч*ком повесма о круглую деревянную палку (рис. 2в) или ребро скамьи. Рис. 2
ОШМЫГИВАНИЕ. Особенно трудно отделяются от повесма ве*щества, находящиеся между волок*нами в верхнем слое стебля. Их мож*но окончательно разрушить и уда*лить способом ошмыгивания. Рис. 3
Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки неболь*шой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (рис. 3а). Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчай*шие пылевидные частицы. Освобож*денные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значи*тельное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рис. 36). Щипцы состоят из двух березо*вых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно за*жать в мялице рычагом-билом. Од*нако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с ва*ликом-эксцентриком (рис. 3в). Тем более что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки воло*кон — чесании. Закрепленные волок*на захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На сле*дующем этапе пучок волокон пере*ворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и пере*ходить к чесанию волокон.
ЧЕСАНИЕ. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пря*жа.
Рис. 4
Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину ис*пользовали большие кленовые греб*ни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — ма*ленькими гребенками и щетками, из*готовленными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разгла*живания мычека, или мочек, назы*вался мыканием. Он требовал боль*шого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгла*дить буквально каждую прядь воло*кон. Отсюда и пошли известные вы*ражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно рас*чесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, име*ющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладыва*ют одну прядь к другой. Чесать на*чинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (рис. 4 а). При этом на рас*ческе остаются короткие волокнис*тые очески — изгребь. Волокна сред*ней длины, вычесываемые волося*ными щетками, назывались пачеся*ми, а оставшиеся длинные волокна— куделью (рис. 4 б). Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафа*ны, рубахи, скатерти, полотенца, пос*тельное белье и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (ина*че — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким пере*плетением нитей — веретье и рядни*ну, использовавшиеся для хозяйствен*ных нужд. Из грубых волокон, кото*рые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и кана*ты, использовали как паклю для про*кладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отва*ре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изде*лия из изгребья и пачесей иногда вы*мачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микро*бов. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раст*вор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.