Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Плетение веревок, канатов (материал, заготовка, обработка)

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
Камрады, тема посвящена веревкам (не из магазина) которые мы можем изготовить сами из природных материалов. Если у кого есть опыт в изготовлении или информация, поделитесь.

кое-что из нета, изготовление материала для плетения веревок и не только:

Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особен*но надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна. Их гибкость и прочность давно оце*нили птицы. Например, клест всег*да ищет крапивник, чтобы благоус*троить свое зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утепленном еще с осени гнезде. Весной заготовку строймате*риала в крапивнике вовсю ведет си*ница ремез. Ее гнездышко-люлька висит над самой водой на ветке ра*киты. Оно настолько прочно, что не разрушается по нескольку лет. Уж не эти ли пернатые умельцы надоуми*ли и человека использовать прочные эластичные волокна крапивы?..

Подобно льну и конопле, крапи*ва — одно из самых древнейших во*локнистых растений, которые чело*век научился обрабатывать.

Из длинных и прочных волокон крапивы двудомной изготовляли пряжу для ткани, идущей на пошив одежды, парусов и мешков. Из нее ткали ковры, вили веревки и кана*ты, плели рыболовные сети. На за*падном берегу Ладожского озера археологами была найдена рыбо*ловная сеть, сплетенная из крапив*ных нитей еще в каменном веке.

Многие, вероятно, помнят сказку Андерсена о том, как девочка спас*ла от злых чар братьев, превращен*ных в диких лебедей. По совету до*брой феи она нарвала крапивы, раз*мяла ее стебли, напряла нитей, а за*тем изготовила из них рубахи-коль*чуги, вернувшие братьям человечес*кий облик. В сказке отразилась дав*няя вера людей в чудодейственные свойства ткани из волокон крапивы, способной якобы оберегать челове*ка от злых чар и дурного глаза, а так*же исцелять от различных болезней. Недаром из крапивной пряжи вяза*лись носки, которые носили при рев*матических болях, пояса, применя*емые при радикулите и мигрени.

Постепенно капризную жгучую крапиву вытеснили более покладис*тые лен и конопля. Однако память о крапиве как о волокнистом растении все же сохранилась где-то в глубине сознания, иногда проявляясь в детс*ких играх. В одном этнографическом сборнике XIX века сообщалось: «В деревнях Рязанской губернии девоч*ки пряли волокна из крапивы для по*лучения ниток, которыми шили из тряпочек платья для кукол, — гото*вых ниток матери не давали». Воз*можно, с педагогической точки зре*ния матери поступали весьма мудро, и не только потому, что напоминали о необходимости экономить, сколько потому, что невольно приучали детей к рукоделию, ремеслу. Остается толь*ко гадать: каким образом девочкам стали известны прядильные свойства крапивных волокон, о которых взрос*лые давно забыли?.. Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрос*лыми. Даже в наше время их исполь*зуют для прядения ниток, предпочи*тая покупным, коренные жители Кам*чатки и Приамурья. Прочные и долго*вечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок. При изготовлении традиционных из*делий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Дово*льно часто используют и другое во*локнистое растение, растущее на пус*тырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С за*готовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, раз*деляют ее на волокна, сушат и уби*рают на хранение. Часть заготовлен*ного материала окрашивают отва*ром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волок*нам глянец, в красящий раствор до*бавляют рыбий жир. Чередуя в оп*ределенном порядке темные и свет*лые волокна, мастера украшают по*верхность изделий выразительными геометрическими узорами.

- В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешко*вину и многое другое. В народе рас*тение нередко называли дикой коноп*лей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории на*шей страны с IX века, называемы*ми пенькой. В наше время пенька не*заменима при изготовлении морс*ких канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за нарко*тических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. Вполне возможно, что в недалеком будущем ученые смогут заменить ее культурным видом кипрея узколис*того, волокна которого имеют сход*ные свойства. Возможно, настанет черед и крапивы, ну а пока, следуя примеру наших пращуров, изгото*вим своими руками крапивную ку*дель.

КРАПИВНАЯ КУДЕЛЬ
Все хоть краем уха да слышали, как сложно заготавливать и обрабаты*вать лен, коноплю. Крапиву — тоже, если делать это, как и положено, осенью. Тогда ее нужно высушивать, потом долго вымачивать, снова вы*сушивать, чтобы получить наконец ту самую тресту (так принято называть просушенные и очищенные стебли волокнистых растений), из которой и извлекаются прядильные волокна. А если собрать крапиву зимой и в пер*вой половине весны, то вы будете иметь уже почти готовую тресту: сама природа — хлесткие дожди, росы, из*морозь, туманы и зимние оттепели — поработала за вас...

Принесенные с пустыря стебли крапивы нужно хорошо высушить, разложив на печи или рядом с батареей центрального отопления. Затем удаляют мелкие ветки и засохшие листья. Чтобы проверить качество полученной тресты, ее разминают пальцами и надламывают в несколь*ких местах. Готовая треста должна разламываться в руках с легким треском, а волокна — отделяться от деревянистых частей стебля.

ОБМИНАНИЕ. Обработку трес*ты начинают с обминания ее в спе*циальных мялицах. От того, на*сколько добросовестно размяты стебли, зависит качество пряжи. Не домнешь мялкой, так не возьмешь прялкой — предупреждала кресть*янская поговорка. Мялицу, или мял*ку, для обработки небольшого коли*чества тресты в домашних условиях можно сделать самим — она состоит из четырех деталей (рис. 1а). К деревянному основанию толщиной 20 мм прикрепляют шурупами две доски, имеющие седловидные вырезы. С внутренней стороны в местах выреза каждая из дощечек скашивается под углом 45 градусов. Рычаг, или било, снизу слегка заос*тряют и прикрепляют к мялице с помощью болта. В свою очередь ос*нование мялицы укрепляют шурупа*ми на скамье или какой-либо другой устойчивой опоре. За один прием на мялице можно размять только одну горсть тресты, то есть столько, сколько может вместиться в руке. Начинают обминать тресту с одно*го из концов, уложив ее в седловидный вырез при поднятом рычаге. После каждого нажатия и последующего за этим приподнимания трес*ту слегка поворачивают и продвига*ют немного вперед. Так поступают до тех пор, пока горсть тресты не будет полностью обмята.

Обминание тресты идет более спо*ро, если вместо мялицы использовать самодельные двухвальные или трехвальные мялки (рис. 1б). Хотя рабо*тать на них можно и одному, вдвоем все же удобнее и быстрее. Один закла*дывает между валами тресту, другой крутит рукоятку и принимает обмя*тые стебли, называемые повесмом. Рис. 1

ТРЕПАНИЕ. Чтобы удалить из обмятой тресты кострику — дере*вянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки, — ее треплют специальной трепалкой (или трепа*лом), имеющей форму большого деревянного ножа, или косаря. Тре*палки (рис. 2а) вырезают из твер*дой древесины дуба, клена и березы. Нанося трепалкой по повесму час*тые резкие удары, как можно чище выбивают застрявшую в волокнах кострику. Затем повесмо кладут на пень и тщательно проколачивают (рис. 26). Обычно после такой об*работки оставшиеся частицы кос*трики легко отслаиваются. Их оста*ется только вытрясти, ударяя пуч*ком повесма о круглую деревянную палку (рис. 2в) или ребро скамьи. Рис. 2

ОШМЫГИВАНИЕ. Особенно трудно отделяются от повесма ве*щества, находящиеся между волок*нами в верхнем слое стебля. Их мож*но окончательно разрушить и уда*лить способом ошмыгивания. Рис. 3

Чтобы понять сущность этого приема, нужно взять в руки неболь*шой пучок обмятой и обтрепанной крапивы и, крепко сжав пальцами, потереть друг о друга (рис. 3а). Обычно от них сразу же начинают отделяться и падать вниз мельчай*шие пылевидные частицы. Освобож*денные от них волокна становятся чистыми и шелковистыми. Если приходится обрабатывать значи*тельное количество повесма, то его пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рис. 36). Щипцы состоят из двух березо*вых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка повесма можно за*жать в мялице рычагом-билом. Од*нако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с ва*ликом-эксцентриком (рис. 3в). Тем более что такой зажим понадобится на следующем этапе обработки воло*кон — чесании. Закрепленные волок*на захватывают щипцами рядом с зажимом. Обшмыгивая участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца к другому. На сле*дующем этапе пучок волокон пере*ворачивают и закрепляют в зажиме другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и пере*ходить к чесанию волокон.

ЧЕСАНИЕ. Подготовленные к чесанию волокна называют мычками. Крапивные, а также конопляные мычки состоят из длинных, средних и коротких волокон. Чем длиннее волокна, тем тоньше и длиннее пря*жа.
Рис. 4

Для отделения длинных волокон от средних и коротких в старину ис*пользовали большие кленовые греб*ни, укрепленные на подставках. Но особенно длинные и чистые волокна получали после повторного чесания так называемыми мыкалками — ма*ленькими гребенками и щетками, из*готовленными из свиной щетины. Сам процесс расчесывания и разгла*живания мычека, или мочек, назы*вался мыканием. Он требовал боль*шого терпения, усидчивости: надо было аккуратно расчесать и разгла*дить буквально каждую прядь воло*кон. Отсюда и пошли известные вы*ражения «мыкаться», «горе мыкать» и тому подобные. Волокна крапивы, закрепленные в зажиме, можно рас*чесывать обычными металлическими и пластмассовыми гребенками, име*ющимися в продаже. Прежде чем начать чесать, осторожно укладыва*ют одну прядь к другой. Чесать на*чинают со свободного конца, постепенно продвигаясь в сторону зажима (рис. 4 а). При этом на рас*ческе остаются короткие волокнис*тые очески — изгребь. Волокна сред*ней длины, вычесываемые волося*ными щетками, назывались пачеся*ми, а оставшиеся длинные волокна— куделью (рис. 4 б). Ткань, полученная из кудельных нитей, шла на сарафа*ны, рубахи, скатерти, полотенца, пос*тельное белье и другие тонкотканые изделия. Из изгребья и пачесей (ина*че — отребья и вычесок) готовили пряжу, идущую на грубое полотно, — ватолу, из него шили одеяла, мешки, всевозможные подстилки и накидки для возов. Из тех же волокон пряли, а затем ткали полотна с редким пере*плетением нитей — веретье и рядни*ну, использовавшиеся для хозяйствен*ных нужд. Из грубых волокон, кото*рые не обрабатывались ошмыгиванием и чесанием, вили веревки и кана*ты, использовали как паклю для про*кладки между венцами бревенчатого сруба, а также для конопачения пазов между бревнами. Холсты, сотканные из кудельных нитей, отбеливали на росе и снегу, а также вываривали в щелоке — отва*ре древесной золы. Веревки, бечевки, мешковину и другие подобные изде*лия из изгребья и пачесей иногда вы*мачивали сутки в отваре дубовой коры, чтобы повысить прочность и стойкость против гнилостных микро*бов. Иногда вымоченные в дубовом отваре волокна окрашивали в черный цвет. Для этого веревки и мешковину опускали в ржавую воду или в раст*вор железного купороса. Эти древние способы отбеливания и окрашивания с успехом можно применять и сейчас наряду с современными.
 

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
плетение веревок, взято из книги Федеров Е. 'Домашний ремесленик' - Москва: Гостипография имени Карла Маркса, 1927 - с.288

Простой способ витья веревок
Веревки всегда требуются в большем или меньшем количестве в любом, особенно крестьянском хозяйстве. Плетутся они из материала, имеющегося в каждой деревне, - лыка, мочалы, пеньки и пакли, но в большинстве случаев в наших деревнях плетение производят без всяких инструментов, отчего и веревки получаются менее красивыми и прочными и материала на них идет больше. Между тем существует более хороший и почти такой же простой способ. Делают ручную деревянную шпульку: берут четыре ровно выстроганных палочки, длиной сантиметров 50 каждая, соединяют их крестообразно, затем четырьмя другими палочками соединяют кресты со всех четырех сторон, оставляя между крестами расстояние в 35 см., а от концов крестов - 17 см. В средину крестов, в особо приготовленные для этого дырки, вставляют деревянную ось, вокруг которой вся полученная нами рама может вращаться. Ось при работе вбивают в стену или в столб, как кому удобнее. Этот инструмент служит для навивки пряди.

Далее берут две доски, одну побольше и покрепче, а другую - поменьше. И в той и в другой доске, на одинаковом расстоянии просверливают по три дыры. В эти дыры вдевают три кривых дубовых палочки - кривули, так, чтобы они могли свободно вращаться, не задевая друг друга. Вращение кривуль производится при помощи маленькой доски, которая надевается на их концы. К концам кривуль, поперек, в особые зарубки привязываются палочки для прикрепления прядей. Этот инструмент служит для навивки веревок из нескольких прядей.

Затем, берут еще доску, просверливают в ней дыру и в нее тоже вставляют кривулю. Этот инструмент служит для самого витья веревки.

Самое витье производится следующим образом: доску с тремя кривулями привязывают к дверям, к столбам растворенных ворот и т. п., а если предполагается вить длинную веревку, то вбивают на улице два кола и к ним уже прикрепляют доску с кривулями.

Прядь для витья веревок приготовляется заранее. Делается это так. Материал, из которого предполагается вить веревку, кладут на что - нибудь около себя, разделив его на мелкие части - пряди. Затем берут одну такую прядь, привязывают ее к шпульке, начинают вращать шпульку правой рукой, а левой в это время, по мере надобности, прибавляют новой пряди. При этом надо следить, чтобы навитая прядь ложилась как можно ровнее и не лохматилась. Прядь наматывают на шпульку до предельного наполнения последней. После этого прядь сматывают в клубок или же, предварительно завязав ее в нескольких местах, вынимают из шпульки и сохраняют впредь до употребления.

Когда для данной веревки пряди окажется довольно, то берут доску с одной кривулей и привязывают ее к передку саней, на противоположном конце от трех кривуль. Теперь берут навитую прядь, привязывают ее конец к одной из кривуль и натягивают ее между другими кривулями, пока на каждой из них не будет достаточного количества концов пряжи, нужной для получения желаемой толщины свиваемой веревки. Все концы должны быть натянуты, по возможности, одинаково. Натягивают прядь длиннее желаемой веревки потому, что при витье она значительно укорачивается. При витье веревки в 40 метров длины, пряди нужно натянуть поэтому метров на 50. По мере укорачивания во время витья, веревка будет подтягивать за собой сани и постоянно поддерживать надлежащее натяжение.

Когда прядь натянута, на кривули надевают доску и начинают вращать в сторону, противоположную крутке пряди, до тех пор, пока все три веревки не будут скручены довольно туго. Чтобы веревки при этом не путались, их кладут между зубьями грабель. Когда это сделано, то одновременно со вращением трех кривуль начинают вращать кривулю, привязанную к саням, отчего все три веревки начнут скручиваться в одну. Теперь, берут палку с одним сучком и вкладывают ее так, чтобы веревки не свивались зря. Ею водят по веревкам по мере их свивания. При витье доску с тремя кривулями следует вращать скорее, чем одну кривулю на противоположном конце. Когда в этом будет приобретена достаточная практика, то веревка будет получаться очень ровной и красивой. Витье нужно предпринимать к весне, когда установится хорошая погода и будет достаточно свободного времени. Небольшие веревки можно, конечно, вить и зимой, в закрытом помещении.

жаль нет иллюстраций, наглядно было б доступней

сама книга здесь http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000001/index.shtml
 
Последнее редактирование:

ИскательИ

Выживальщик
Регистрация
19 Апр 2011
Сообщения
1,671
Поблагодарили
1,520
Город
Красноярск
Alive, никогда не говори никогда ), кто знает, как жизнь повернется.
Делал веревку из конопли, просто чтобы попробовать технологию, в первую очередь, чтобы получить волокна для плетения.
Бурьян крапивы непригоден, хрупкий он. Надо консервировать - сушить живые еще волокна. Скашивать надо зеленые взрослые растения во второй половине лета, в начале осени.
Пользовался упрощенным вариантом обработки, без приспособ. Скосил, ободрал ножем боковые отростки, стебли просушил, отбил киянкой аккуратно, протрепал руками, прочесал железной расческой для собак, сплел косичку. Для бытовых нужд можно использовать, но человека не выдерживает. Думаю, что более тщательно надо готовить сырье. Заниматься этим сейчас не вижу смысла, если понадобиться, то как варианты можно будет попробовать несколько раз замочить-просушить, продубить, проварить волокна.
 
Последнее редактирование:

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
Плетение веревки из пеньки.

Пучки пеньки, предварительно увлажняют. Пряди и жгуты, из которых свивается веревка, называются каболками. Эти каболки получают в процессе продольного складывания волокон пеньки и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити.

Нить наматывается на веретено с пряслицем и свиваются первые грубые жгутики. Вообще, принцип свивания - общий как для грубых веревок, так и для тончайших ниток.

Верёвки вьтся специальными крюками и на простейших приспособлениях. Сущность свивания любой веревки заключается в том, что каждую каболку поочередно сначала скручивают и заводят одну за другую.

СВИВАНИЯ ВЕРЕВКИ КРЮКАМИ.
Размеры крюков выбирают в зависимости от толщины и длины свиваемых веревок.
Каждый крюк вырезается из березовой или ивовой развилки с таким расчетом, чтобы один конец был примерно в три раза длиннее другого (длинный конец служит рукояткой). Крюки тщательно отшлифовываются и, высушиваются. Они не должны впитывать влагу от мокрой пеньки и рвать волокно каболок.

Перед началом витья на каждый крюк, аккуратно укладывая виток к витку, наматывается каболка. Если смотреть на крюк со стороны торцов, то каждый виток напоминает по форме восьмерку. Благодаря этому их легко сбрасывать в процессе витья, одновременно обеспечивая хорошее натяжение каболки. Намотанные на крюки каболки должны быть непрерывными. В процессе витья каждую каболку перекручивают так, чтобы торчащие концы пеньки оказывались по возможности внутри веревки.

Еще одно условие, которое необходимо соблюдать, чтобы веревка вышла красивой и прочной: необходимо следить за тем, чтобы места соединений в двух свиваемых каболках были смещены относительно друг друга.

Прочность веревки не зависит от того, какая крутка правая или левая - была применена в процессе ее витья. Мастер-веревочник скручивает пряди или жгуты (из которых состоят каболки) так, как ему удобнее. Прочность же веревок зависит в первую очередь от материала, а также от того, насколько туго закручены, каболки, от толщины и количества стыков.

Последовательность. Натянув как можно сильнее каболки, крюк, находящийся в правой руке, вращать по часовой стрелке, пока не будет получен достаточно тугой крученый жгут. Затем крюк из правой руки перекидывают в левую, а из левой, наоборот, в правую. При перемещении крюков следят за тем, чтобы правый крюк шел всегда сверху, а левый снизу . Весь процесс витья состоит из последовательного повторения этих операций. По мере удлинения свитой веревки отступать назад, сбрасывая с крюков виток за витком. Свитые участки веревки по мере готовности, набрасывают на рогульки мотовила.

Прочную бечёвку свивают как веревку-тройчатку, то ёсть состоящую из трех каболок, то прибавляют еще третий, дополнительный крюк. Управляться с тремя крюками, конечно же, намного сложнее, чем с двумя. Однако после нескольких занятий, когда выработался определенный автоматизм движений, разница становится почти неощутимой.
 

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
Так же короткие и прочные веревки сплетают из сыромятной кожи. Еще сыромятная кожа служит для изготовления шнурков, обуви, мешков, конской упряжи, приводных ремней механизмов и прочяя...

простой способ изготовление сыромятной кожи:

Со шкуры снять всю грязь и кровь, нужно удалить шерсть, а со внутренней стороны все мясо и плеву, нужно обработать шкуру так, чтобы она могла долго служить, не загнивая, не роговея, чтобы она не раскисала от воды.

Самый простой способ выделки кожи - это выделка на сыромять. Сыромять делается без всякого дубления. Это просто хорошо промытая и прожированная сырая кожа без волос. Ее можно сделать очень простым способом в любом крестьянском дворе. Калмыки и донские казаки всегда делали для своих домашних нужд такую скребленую сыромять. Из донской сыромяти получается хорошая и прочная сбруя.

Чтобы было удобнее работать, донскую сыромять не выделывают целыми кожами, а делают ее в виде широких полос или в виде ремней.

Для выделки донской сыромяти требуется не много приспособлений, Требуются колода, беляк, лещади, донская мялка, одна или две лохани, острый нож или коса, мездряк. Из материалов требуется говяжье или конское сало.

Колода делается из толстого дерева вроде перевернутого плоского корыта и подпирается деревянной крестовиной.

Длина ее около полутора метров, ширина около 35 см.

Беляк состоит из нижней толстой деревянной доски и двух деревянных стоек. Ширина стоек 22-27 см. Высота стоек 50-60 см. Лучше ставить их наискось так, чтобы вверху расстояние было 30-35 см. Верхние края стоек закругляют и обивают жестью.

Лещади - это две крепкие деревянные планочки перевязанные у одного конца.

Донская липка делается из прочного дерева. Вся ее длина около 1,3 метра. Средняя, более толстая, часть имеет ширину около 13 см и длину 50 см. Более тонкие части служат ручками. В средней части сделан прорез, внутри которого крепко вделан продольный железный прут.

Мездряк - это тупой железный скребок с двумя деревянными ручками. Длина между ручками от 35 - 45 см.

Сама работа ведется следующим образом. На сыромять берут плотную коровью, или лучше - бычью, шкуру. Шкуру, снятую с животного, хорошо отмывают от грязи и крови, сбивают с нее навал деревянной лопаточкой и затем режут острым ножом на полосы до 18 см "шириной или сразу на ремни нужной ширины. Затем тупым ножом, или лучше мездряком, сбивают на колоде с нижней части полос все мясо, сало и плеву. Когда полосы размездрены, с верхней стороны ровно обривают ножом или косой весь волос. При этом легонько соскребают и самую верхнюю кожицу. После этого выбритые полоски развешивают на шестах для подсушки. Летом сушат на воздухе, где-нибудь под навесом, но непременно в тени, а не на солнце. Зимой сушат в бане или в каком-либо другом теплом помещении. Высушенные полоски отволаживают, т. е. равномерно и легко смачивают мокрой тряпкой и складывают одну на другую врастяжку; всю кучу покрывают рогожей или холстиной и дают полежать, пока все полоски не отсыреют одинаково и несильно через всю толщу. В куче полоски прижимают каким-нибудь грузом. Хорошо отволоженные полоски вынимаются по одной из-под рогожи и протягиваются на беляке.

На беляк полоска кладется поперек и прижимается ладонями к краям стоек. Коленом нажимают и растягивают ту часть кожи, которая натянута между стойками беляка. От нажима коленом вся полоска протаскивается под ладонями по заостренному краю стоек. От такой обработки кожа разминается и разглаживается.

Теперь обрабатывают полоску лещадями. Для этого полоску одним концом прикрепляют к крюку, вбитому в столб. Затем у самого крюка зажимают полоску лещадями, нажимая крепко обеими руками, и тянут лещади к себе. Кожа от этого вытягивается. Эту обработку повторяют несколько раз, начиная всякий раз у самого крюка и доводя до другого конца,

После протягивания кожаную полоску разминают и жируют при помощи донской мялки.

Для этого сначала продевают через прорез кожаную полоску так, чтобы полоска внутри прореза перегнулась через железный стержень. Потом растягивают полоску, прикрепив ее концы к двум крюкам, подвязанным к двум столбам.

Теперь двое работающих берутся каждый двумя руками за ручки мялки и протаскивают мялку по полоске от одного конца до другого. От времени до времени полоску намазывают растопленным говяжьим или конским салом. Кожа разминается и разогревается, от этого сало хорошо впитывается в кожу.

Кожа считается совсем готовой, когда она делается -1ягкой и беловатой. Она нигде не должна просвечивать.

Если же такое просвечивание в некоторых местах еще видно, то нужно еще больше мять кожу.

далее из готовой сыромяти нарезаются более узкие шнуры и сплетаются. Сущетвует множество вариантов плетения, но наиболее простым и распространенным остается плетение "косичкой"

вложения с лева на право: колода, беляк, донская липка, лещади.
 
Последнее редактирование:

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
Нитки и веревки из сухожилий.

Сухожилия извлекаются из ножных и спинных мышц любого крупного животного при разделке туши. Сначала их сушат, подвешивая за толстые концы на веревке. Хорошо высушенные сухожилия могут долго храниться.

Если они слишком пересыхают, перед дальнейшей обработкой их «разбивают» молотком. Потом сухожилия «теребят» разделяют на тонкие волоконца.

Нитки для шитья одежды делают только из спинных сухожилий. Каким способом их получают? Спинные сухожилия осторожно раздергивают пальцами на тонкие волоконца и скручивают друг с другом. Нитка должна получаться одинаковой толщины. Поэтому к толстому концу предыдущего сухожилия присоединяется тонкий конец следующего.

Сухожилия задних ног оленя, кабана, лося, козла, и др. толстые и прочные, отличный материал для изготовления веревок. Их изготавливают так: сначала скручивают друг с другом, а затем складывают со спинными сухожилиями в две полосы и снова скручивают. Можно получать веревки любой толщины.
 
Последнее редактирование:

Параноид

Выживальщик
Регистрация
2 Апр 2011
Сообщения
293
Поблагодарили
282
Город
23
В разных источниках проскакивает инфа о самодельных волосяных веревках, преимщественно из конского волоса, вот только описания процесса плетния не встречал, увы.
 

Travolta

Барыга постапокалипсиса
Регистрация
15 Июл 2010
Сообщения
1,780
Поблагодарили
1,841
Возраст
48
Город
Москва
Параноид, толково, только из конопли я точно не веревки делать буду)


А зря, бывший министр агропромышленности говорит, что мы войну вытянули на веревках из конопли
http://www.youtube.com/watch?v=v0VZTIgKcpQ

Кстати, трехметровые кусты "безпантовки", в которой практически нет смол, очень хорошо подходят как арматура для саманных блоков (см. дома из самана)
Такой дом 500 лет простоит и сам хрен разрушится.

P.S. У меня прадед промышлял конопельными веревками рядом с деревней Коноплево, целое производство было недалеко :))) Тогда в голову никому не приходило ее курить.

P.P.S. Лучше напишите что из борщевика сделать можно, а то он скоро всю Россию заполонит как бамбук в Китае.
 

Thorny

Выживальщик
Регистрация
4 Фев 2011
Сообщения
325
Поблагодарили
159
Город
ингерманландские болота
Из методики плетения чилката:

“… Женщины собирали кору кедра в начале весны.
Для отсоединения кедровых полос использовался нож (для разрезов) и закругленная кость (для снятия коры).
Разрезы были шириной от двенадцати до восемнадцати сантиметров. Вырывание коры производилось снизу вверх.

116200634.jpg


Сужающиеся к вершине полосы коры достигали трех-четырёх метров. Полосы скатывались в рулон для транспортировки...
Когда достаточное количество коры было собрано, её подвешивали в доме для просушки.

Высушенные полосы коры кедра, при условии отсутствия влажности, могли храниться неопределенно долго.
Они были жесткими и твердыми, внутренняя сторона имела золотой цвет, а внешняя красно-коричневый.
Для дальнейшей работы с корой, она кипятилась в течение двух-трех дней, что позволяло удалить смолу.
Волокна проваренной коры легко расслаивались путем сгибания ленты коры.

116200635.jpg


Нить кедровой коры намачивалась и, посредством скручивания, на нее наматывалась козья шерсть."

116200636.jpg


116200637.jpg


Это делало верёвки очень крепкими.
 

Идущий

Выживальщик
Регистрация
23 Мар 2011
Сообщения
120
Поблагодарили
33
Город
Мариинск
Обнаружил дома бодьшой запас видеокасет... много материала. Как лучше сплести?
 

Aizen

Интересующийся
Регистрация
24 Мар 2012
Сообщения
43
Поблагодарили
21
Город
Кикнур
Из лыка и бересты можно вервку сплести
odinnaostrove.ru/instrumenti/pletenie-verevok.html
 

Alch!m!k

Анархист
Регистрация
22 Дек 2010
Сообщения
1,264
Поблагодарили
604
Город
На пути в дикую зелёную даль...
В верёвках не очень, но гаши плести умею на ура:)
Влаго боцман один научил фалы и лини плести:)
А вот может не в тему, но кто умеет крючком сети вязать?
 

Aizen

Интересующийся
Регистрация
24 Мар 2012
Сообщения
43
Поблагодарили
21
Город
Кикнур
В верёвках не очень, но гаши плести умею на ура:)
Влаго боцман один научил фалы и лини плести:)
А вот может не в тему, но кто умеет крючком сети вязать?

Там вроде челнок используется, а не крючок...
 
Сверху