Он оказался в рабочем состоянии и находился в двадцати метрах от места падения лайнера.
Информация о находке появилась 30 мая. А за день до этого на городском кладбище Жуковского похоронили шестерых из восьми погибших в катастрофе граждан России — командира экипажа Александра Яблонцева, второго пилота Николая Кочеткова, штурмана Олега Швецова, полетного инженера Алексея Киркина, ведущего инженера по летным испытаниям Дениса Рахимова и заместителя начальника летно-испытательного центра Геннадия Мартыщенко. Они жили в Жуковском. Еще двое погибших — менеджер компании «Гражданские самолеты Сухого» Кристина Куржукова похоронена на родине в Иркутске, а директор по продажам «ГСС» Евгений Гребенщиков — в Москве.
МЧС свернуло поиски 22 мая, а тела членов экипажа были доставлены в Москву на следующий день.
Информация о том, что найден ключевой для установления истинных причин катастрофы самописец, по-видимому, не очень обрадовала топ-менеджмент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Без этого прибора можно было говорить, что экипаж разбившегося самолета — это лучшие летчики-испытатели ОАК, но при этом не препятствовать расползанию «версии» трагедии — ошибки пилотирования.
В ошибку пилотирования не верят многие летчики. Бывший летный директор «Внуковских авиалиний», заслуженный пилот России Юрий Скрынник, не раз летавший с Яблонцевым, говорит:
— Саша не был авантюристом или камикадзе, он бы не полетел за гранью разумного риска, если бы знал, что Салак находится в опасной близости к самолету. Скорей всего, подвело навигационное оборудование, которое, думаю, показывало, что гора где-то в стороне. Когда он ее увидел, было уже поздно...
Другие летчики, правда на условиях анонимности, сообщили «Новой», что на SSJ установлено, видимо, не самое совершенное навигационное оборудование (дословно — «хрень вертолетная»). На скоростях больше 400-500 км/ч приборы якобы дают смещение сигнала от 500 до 1000 метров. И Яблонцев, возможно, имел на дисплее информацию, что Салак находится где-то в стороне от курса. А определить визуально местонахождение борта у экипажа просто не было возможности из-за высокой облачности в районе полета.
В ошибку пилотирования экипажа, похоже, не верят и в Следственном комитете России. В публикации «Крушение» («Новая» №52 от 14 мая 2012) мы предположили, что расследование, объявленное СК, по всей видимости, выйдет за рамки выяснения обстоятельств катастрофы в Индонезии, и силовики предпримут попытку установить, как и на что потрачено 7 млрд долларов, уже аккумулированных на запуск в серийное производство SSJ. Уже на следующий день после публикации, 15 мая, ГСУ России провело обыски в компании «ГСС» — разработчике SSJ. По словам сотрудников «ГСС», следователи изъяли все чертежи SSJ и технические файлы. Однако по нашей информации, документации, изъятой в ходе обыска, было намного больше. Следователей заинтересовали в том числе и договоры поставки комплектующих лайнера. А это дает надежду, что будут установлены не только причины конкретной авиакатастрофы, произошедшей 9 мая, но и виновники катастрофы всего российского авиапрома, стремительно теряющего свои позиции.
Ситуация о расходовании средств на запуск в серию SSJ, видимо, забеспокоила и Путина. Еще 7 мая, в день инаугурации и за два дня до индонезийской катастрофы, он подписал Указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым поручил «обеспечить до 1 марта 2013 года проведение анализа эффективности работы «консолидированных» государством компаний, включая ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»…». Авиакатастрофа, произошедшая 9 мая, видимо, форсировала проверку, и она завершится задолго до 1 марта 2013 года.
«Новая», 01.06.2012