Когда нация порабощает другую – это даёт первой многое, дабы жить, развиваться, строиться и т.д. Однако, у медали две стороны: помимо преимуществ, господствующий получает головную боль в виде ропота, бунтов, восстаний и пр. Как показывает нам Мировая История, правящая держава далеко не всегда могла усидеть на «пороховой бочке» подчинения, достигнутого путём насилия.
Столетия накапливали опыт; методы ведения войны становились всё более изощрёнными, а оружие – более разрушительным. Тем не менее, ни одна война не обходилась без психологического воздействия на противника. Ещё в V веке до н.э. великий китайский полководец Сунь-Цзы заложил теоретический фундамент для проведения информационно-психологических диверсий, который применяется и по сей день. Постулаты его гласят:
• Разлагайте всё хорошее, что имеется в стране вашего противника;
• Вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия;
• Подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности;
• Используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей;
• Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны;
• Подстрекайте молодёжь против стариков;
• Мешайте всеми средствами деятельности правительства;
• Препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооружённых силах;
• Сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов;
• Посылайте женщин лёгкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения;
• Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды.
Тогда же персидский царь Ксеркс I умышленно распространял среди эллинов слухи о несметной многочисленности и вооружённости своего войска. Чингисхан перед походами сообщал неприятелю об имеющемуся у него «новом секретном оружии». Его внук – Батый при разгроме Венгрии, также стал первыми использовать дезинформацию в военных целях. Наполеон, идя на Египет, заверял последних, что желает избавить их от «неверных» Госпитальеров. В России же для французов печатались листовки-«пропуска» следующего содержания: «Экземпляр сего объявления всякому, имеющему оный, служит вместо охранного листа», – таким образом сдавшемуся в плен французу гарантировалась жизнь.
Прошлое столетие убедило в не последней роли психологического аспекта войны. Во время Первой мировой войны, в 1914 году, при министерстве иностранных дел Великобритании создано бюро военной пропаганды, в дальнейшем реорганизованное в министерство информации. В 1915 году министерство обороны Франции открывает отдел службы военной пропаганды. Россия на тот момент ещё недооценивала данный ход, но пропаганду всё же вела. Германия до 1918 года считала непозволительными подобные действия, однако затем таки тоже приступила к изданию агиток. Основным методом агитации в то время была печать. Листовки, брошюры, плакаты, газеты распространялись боевой авиацией и на воздушных шарах. Так, при помощи умелого информационного хода Австро-Венгрии был прорван итальянский фронт.
По окончании Первой мировой войны стало проводиться множество исследований по вопросам психологической войны. В 1921 году немецкий учёный Фуллер, обобщив имеющиеся знания и опыт, разработал так называемую «теорию психологической войны». Университеты стали готовить специалистов в данной области, один из которых – англичанин Уорбертон – позднее писал: «В современное время основной задачей войны является не уничтожение вооружённых сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом до такого уровня, чтобы оно заставило своё правительство пойти на мир. Вооружённое столкновение армий – это лишь одно из средств достижения этой цели».
В начале Второй мировой войны СССР создал органы, ответственные за проведение психологической войны. Это было Бюро военно-политической пропаганды, преобразованное с 1944 года в 7-е управление ГлавПУР РККА. Германия же ещё перед тем, как начать войну, для этих же целей создаёт Министерство народного просвещения и пропаганды и Отдел пропаганды при OKW. Задачами ставили пропаганду на собственное население, пропаганду на прифронтовых полосах и пропаганду на врага. Этим занимались специализированные роты и группы разложения противника, а также особые группы из состава разведки Абвера. Успешно применялись радиостанции, которые вещали во Франции и Британии, выдавая себя за «свои». Великобритания же ставила целью посеять взаимное недоверие среди верховного военного аппарата и вызвать раскол. Над Германскими позициями сбрасывались листовки издевательского либо угрожающего содержания. Радиостанции также вещали деморализующие передачи. Во время Тунисской операции США выпускали листовки-«пропуска», которые в 1943 году итальянские солдаты готовы были покупать друг у друга за деньги. Видя это, США пересмотрели скептическое отношение к информационно-психологическому оружию (далее – ИПО).
В 1951 году Министерство армии США создало Управление психологической войны. В общевойсковой школе сухопутных войск (Форт-Райли) был открыт соответствующий факультет, который готовил кадры. В 1952 году он был перенесён в Форт-Брэгг, где был создан Центр психологической войны.
Во время войны в Корее США, активно применяли ИПО. В этот раз основную тактику выполняла не печать, а радиовещание. Однако, военные США натолкнулись на неожиданно активное сопротивление как вооружённое, так и психологическое. В итоге, разложить противника и одержать победу США не удалось. Тогда они изменили концепцию, установив главным деморализацию противника, устрашение, внушение мыслей о безысходности. Такая концепция была применена во Вьетнаме – что привело к потере поддержки со стороны собственного населения США и мировой общественности. США усвоили урок: с тех пор их основным стратегическим методом стало убеждение в легитимности своих действий. В 1981 году аппаратом Рейгана была разработана «стратегия национальной безопасности», которая в общем состояла из компонентов: дипломатического, экономического, военного и информационного. Последний проявил себя основным во время вооружённых действий в Гренаде (1982 г.): США вели активное телерадиовещание, как на гренадское население, так и на мировое сообщество, с целью убедить в правомерном характере войны со своей стороны. Во время действий в Панаме (1989 г.) США был применён новый оперативный приём: сформирован «пул» проинструктированных журналистов, который был отправлен в Панаму, для проведения работ по формированию выгодного общественного мнения. По завершении конфликта США признали осуществление вооружённых нападений «последним аргументом». При действиях на Ближнем Востоке силами США активно применялась дезинформация, при помощи которой удалось посеять раскол между арабскими странами, а также скомпрометировать арабских руководителей. Последним же заручиться мировой поддержкой не удалось.
В концепцию применения ИПО были внесены изменения, в частности и необходимость применения его в мирное время. При проведении операции по развалу СССР силы США добились как мировой поддержки, так и поддержки со стороны наших граждан.
Сегодня в нашей стране мы можем наблюдать выполнение практически всех рекомендаций Сунь-Цзы. Власти успешно дискредитированы, дети настроены против родителей, бессмысленных песен – сколько угодно, женщин лёгкого поведения – тоже. Можно также видеть, что информационно-психологическое воздействие происходит главным образом на умы молодого поколения, в силу того, что позиция их не сформирована. В Россию был принесён музыкальный рок – весьма энергичная музыка, при прослушивании которой молодой человек получает катарсис. Это избавляет от «избытка» энергии, которой у молодёжи, как известно, достаточно. В итоге, энергии не остаётся ни на учёбу, ни на активную, творческую деятельность. Не так давно была пущена информационная волна «дети-Индиго», которая, в итоге, привела к серьёзным сбоям в социализации российских подростков и детей, а также к существенному затруднению педагогического подхода. Волна однополых браков приведёт к ещё более выраженной естественной убыли населения в России, если её допустить.
Практически каждый замечал за собой необъяснимую тягу к какому-либо сериалу, который сам же считает «тупым». Те же мультфильмы аниме – обладают ещё большей способностью вызывать катарсис, нежели рок. Это происходит за счёт качественно прорисованных эмоций и чувственно насыщенного сюжета, который, как правило, затрагивает самое сокровенное. При этом многие мультфильмы аниме содержат зашифрованные негативные установки. В России зарегистрировано множество случаев суицидов, связанных с аниме, среди подростков. Также при воспроизведении аниме-мультфильмов происходит интенсивная фотостимуляция – множество световых вспышек, идущих подряд, и частое мелькание контрастных цветов. Это негативно сказывается на самочувствии людей с повышенной судорожной готовностью, вплоть до развития эпилептического припадка. В это же время Япония намерена вернуть Курильские острова и Сахалин.
Внедрение Глобальной Сети в широкое пользование открыло новое поле возможностей применения ИПО. Данная область активно разрабатывается, и сегодня делается ставка на социальные сети.
Ранее не приемлемые, демократические постулаты формируют у российских граждан потребительскую психологию. Возвышение личных прав и свобод и забвение личных обязанностей приведёт к усугублению положения дел во всех сферах жизни Человека и Общества.
УДК: 614.87:355
Имя автора, источник и практическая часть статьи - опущены.