Амарант, он же щирица. 8 июл, 2011 at 6:57 AM
Давно уже хотелось мне написать рецензию на статью, перепечатанную в свое время некоторыми моими друзьями, да времени не было. Но теперь, летом, когда у меня нет возможности активно следить за ЖЖизнью интернет-сообщества, писать обозрения событий и т.д., я решила отдать кое-какие старые долги. Вот с разбора этой статьи мы и начнем раздачу долгов и разборы хвостов. Сначала несколько цитаток из статейки, размещенной на разного рода языческих сайтиках, ведических порталах и т.д.
Итак:
«Продовольственная комиссия ООН назвала амарант культурой XXI века; зерна этого растения содержат рекордное количество белка – 14-16%, а по содержанию железа, калия и меди во много раз превосходят пшеницу. Японцы сравнивают питательность амарантовой зелени с мясом кальмара, а его проросшие зерна по содержанию микроэлементов приравниваются к молоку…» Ну, допустим. Но вот это уже однозначный бред:
«Сейчас при обсуждении этих тем на многих сайтах поднимается тема про реформы Петра I, про то, что он среди прочего ЗАПРЕТИЛ выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, являвшийся ранее основной пищей русского человека, чем уничтожил долгожительство на Земле, которое оставалось тогда ещё в России; (по преданиям старцы жили очень долго, упоминается даже цифра 300 лет…)…»
Далее идут пространные рассуждения про амриту как напиток, приготовляемый из несущего бессмертие А-МАРанта (умиляюсь я на этих людей: ну как можно слово иностранного происхождения – а все слова, начинающиеся на А, иностранного происхождения – расшифровывать как славянское!), перемешанные с наукообразными рассуждениями о пользе добываемого из амаранта вещества сквалена и прочее бла-бла-бла -
http://naslved.org/index.php?showtopic=1190
Ну что по сему поводу сказать, граждане? Повестись на такую брехню могут разве что слушательницы балетных курсов имени Леонардо да Винчи, считающие, что творог добывается из вареников (с). А человеку, который при прополке уничтожает запрещенный (!!!) амарант миллионами, как-то трудно поверить в «божественность» этого чрезвычайно распространенного сорняка.
Но обо все по порядку.
1. Ну, начнем с того, что народное название этого амаранта – ЩИРИЦА. Сразу как-то меньше святости в амаранте стало, не правда ли? Ну, а что вы хотели – nomen est omen, как сказал бы пан Сапковский.
2. Разговоры о том, что Петр Первый якобы запретил выращивать амарант – не что иное как бред: он его так запретил, что мы до сих пор от этого бурьяна избавиться не можем. Это просто нашим врагам понадобилось выдумать зачем-то (ну как зачем-то? Я-то прекрасно знаю, ЗАЧЕМ им все это надо) очередную страшилку о кровавом тиране Петре, гонителе, губителе и истребителе древлеславянского благочестия и всего народа славянского. Вот потому-то я, при всем моем сложном отношении к Петру, стараюсь его особо не охаивать, дабы не лить воду на мельницы наших врагов.
3. Я не знаю, что там ели древние ацтеки, но я НИКОГДА не слышала и не читала о том, что славяне употребляли в пищу семена щирицы: об употреблении лебеды, нередко растущей со щирицей рядом, я неоднократно читала, а о щирице –нет. Впрочем, вполне вероятно, что в голодные годы люди ели и щирицу. Но хлеб с лебедой, дубовой корой, молотыми желудями, мякиной и тому подобными добавками всегда считался на Руси не пищей богов, а знаком беды, недорода и голода.
4. Если бы щирица действительно была бы на Руси «священным хлебом», воспоминания об этом непременно сохранились бы в народных поговорках, пословицах, песнях, сказках и т.д. Но ничего подобного нет: упоминания о ржи, пшенице, овсе, просе найти можно, причем очень древние (вспомните хотя бы ту откровенно языческую песню «А мы просо сеяли, сеяли, ой дид-ладо, сеяли, сеяли…»), а о щирице песен или там поговорок я что-то не знаю.
Так что хлебом жизни была для славян рожь, то есть ЖИТО (обратите внимание, корень в слове жито и жизнь один и тот же). А щирицей наши пейзане испокон веков кормили свиней!
5. Умиления по поводу того, что соцветия щирицы не вянут, я тоже ну никак не разделяю. Да, имеются декоративные разновидности амаранта (особо впечатляет так называемый амарант «лисий хвост»), да, их соцветия действительно не вянут, а засыхают и потому могут использоваться для составления зимних букетов, ну, и что с того? Это, опять же, может впечатлить только вышеупомянутых слушательниц балетных курсов. Опытные же садисты… то есть садоводы, знают, что существуют и другие растения не вянущие, а засыхающие растения, так что ничего сверхъестественного тут нет.
6. Особенно повеселили меня некоторые товарищи, уже намылившиеся после прочтения статеек вроде тех, что я процитировала выше, выращивать щирицу у себя с целью употребления в пищу - добавления в хлеб. Хорошо, допустим, вы выпекаете себе хлеб в хлебопечке – так многие сейчас делают – и планируете при выпекании добавлять в муку «пищу богов». Но, дорогие мои, а вы семена той щирицы видели? Да они меньше макового зернышка. Чтоб собрать хотя ведро тех семян нужно засеять щирицей… ну, не знаю, думаю, не менее чем сотку.
Хорошо, допустим, у культурных сортов щирицы и семена поболее, чем у дикорастущей, и урожайность повыше. Но, дорогие мои, а как вы себе представляете себе дальнейший технологический процесс? Как вы ее обмолотите? Как будете молоть те семена – на кофемолке, что ли? Ну-ну, дерзайте, я на вас посмотрю!
Или вы будете щирицу зеленую кушать? Ну, кушайте, только не захрюкайте!)))
7. Что до самой щирицы, то я против нее ровным счетом ничего не имею, несмотря на то, что веду с ней беспощадную борьбу: каждый бурьян чем-нибудь да полезен. И вообще, что такое бурьян? Это всего лишь растение, выросшее в неподходящем месте: когда у меня на картофельных грядках всходят самосейки-тыквы, я их удаляю как бурьян, когда на огурцах всходит слишком много самосейного укропа, я и его удаляю как бурьян, когда на помидорах вдруг выползает на свет божий «озимая» картошка-самосейка, я и ее выкорчевываю, ибо нефиг жуков собирать. Щирица – вполне полезный бурьян, хорошее кормовое, особо любимое, как я уже сказала, свиньями и козами растение. Так что не будем сердиться на вполне полезную щирицу за то, что некоторые хитромудрые люди сделали из нее очередную панацею и «пищу богов» - это очередная кампания вроде рапсовой: сначала нам рассказывают, какое хорошее топливо можно получить из того рапса, а потом оказывается, что и себестоимость у того топлива высока, и почву тот рапс сильно истощает.
Так что не ведитесь на кампании, и все будет хорошо!
ЗЫ. Кстати, припоминаю, как несколько лет тому назад, когда пошли разговоры о том, что вот надо засевать поля вельми полезным культурным амарантом, один товарищ с кафедры высших растений скептически усмехнулся, и сказал что-то вроде «И кому это понадобилось ту щирицу разводить? Мы испокон веков свиней дикой щирицей кормим!»