Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Стеллер и Крашенинников

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Тема посвящена этнографическим и этноботаническим изысканиям, которые можно почерпнуть в трудах исследователей Сибири и Д.Востока 18в. - Крашенинникова С. П. и Стеллера Г.В.:

Стеллер Г.В. «Описание земли Камчатки»
Крашенинников С. П. "Описание Земли Камчатки: В двух томах"


очень кратнко об авторах:

Гео́рг Вильге́льм Сте́ллер (нем. Georg Wilhelm Steller (Stöller); 10 марта 1709, Виндсхайм, Германия — 23 ноября 1746, Тюмень, Россия) — немецкий врач и естествоиспытатель, геолог, адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской академии наук (с 7 февраля 1737). Известен своим участием во Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга (1737—1742), первый европейский исследователь природы Камчатки и северо-западной части Америки.

060e4773caffd2cf75e848f961d564ea.jpg


Степа́н Петро́вич Крашени́нников (31 октября (11 ноября) 1711[1], Москва — 25 февраля (8 марта) 1755, Санкт-Петербург) — русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, автор знаменитой книги «Описание земли Камчатки» (1756). Адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской Академии наук (1745). Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук (1750). Ректор Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии (1750).

Stepan_Krasheninnikov.jpg


Материалы будут выкладываться в виде интересных цитат из упомянутых работ об использовании аборигенами тех или иных представителей флоры и фауны в своём хозяйстве со сторонними фотографиями и дополнениями.
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Береза

По Г.-В. Стеллеру — ичуда, ичин; по С. П. Крашенинникову — березник
По современной номенклатуре — береза Эрмана (каменная береза) — Betula ermanii Cham. (С. 256, коммент. 6) и береза повислая — Betula platyphylla (С. 284, коммент. 1)

Береза Эрмана (каменная береза)

Береза растет в изобилии у Большой реки ("ичуда"), около Нижнего острога ("ичин") и по всей Камчатке. <…> Стволы у этой березы очень кривые и покрыты множеством очень крупных наплывов или наростов, называемых в России капом; эти наросты отличаются большой твердостью и огнестойкостью и идут на выделку различной столовой посуды; кора этой березы не столько белого, сколько серого и пепельного цвета, древесина же очень тверда, тяжела и крепка, напоминая в этом отношении кость. По причине своей прочности и трудности обработки этот материал не идет ни на топливо, ни на постройки, а идет исключительно на сооружение саней и нарт (Стеллер. — С. 58–59).

Квасят же Камчадалы оною коркою [березовой корой] и березовый сок, и от того бывает он кислее и приятнее (Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. — Петропавловск-Камч.; СПБ, 1994. — Т. 1. — С. 191–192).

6860_bfa3e792.jpg


29905_cc4811aa.jpg


38539_bc5ead73.jpg


Betula ermanii — Береза Эрмана, или каменная.
Дерево до 15(20) м высотой. Кора розовато-кремовая или розовато-светло-серая, отслаивающаяся довольно крупными лохмотьями. Ветви красновато-коричневые, с белыми чечевичками, голые. Побеги рассеянно опушенные или почти голые, бородавчато-железистые. Почки до 9 мм длиной, яйцевидные, голые или опушенные лишь по краям чешуек, слегка смолистые.
Распранена.: Кор., Камч., Ком., Сев.-Сах., Южно-Сах., Южно-Кур. — Образует леса в горах и предгорьях; входит в состав елово-пихтовых и смешанных горных лесов, формирует смешанные березняки (большей частью с березой плосколистной); преимущественно на каменистых субстратах. V—VI. — Общ. распр.: Яп.-Кит. (Япония).


Береза повислая

Имея сколько угодно другой пищи, они нарубают себе топором ивовую и березовую кору и жуют ее с икрою (Стеллер. — С. 185).
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Аконит (борец)

По Г.-В. Стеллеру — Napellus, Napello, лютик, згат; по С. П. Крашенинникову — лютик, згат
По современной номенклатуре — борец большой — Aconitum maximum Pall. ex DC., борец Фишера — Aconitum fischeri Reichenb., борец живокостнолистный — Aconitum delphinifolium DC. и борец Ворошилова — Aconitum woroschilovii A. Luferov. (Стеллер Г.-В. Описание земли Камчатки. — Петропавловск-Камч., 1999. — С. 260, коммент. 69;)

Napellus, на Большой реке называемый "згат", растет по всей Камчатке, и действие его известно всем камчатским жителям, равно как корякам, юкагирам и чукчам. Вырывая его, они нанизывают его свертками на веревки, вывешивают на вольный воздух для просушки, затем толкут его в порошок и смазывают им свои стрелы. Если такою стрелою ранены животные или люди, раны начинают синеть, а некоторое время спустя вся сторона тела, где находится рана, вздувается, причем по прошествии двух дней от этого гибнут даже крупнейшие киты и морские львы. Раненные таким образом морские животные уже не в силах дольше оставаться в воде и вылезают на сушу, издавая ужасный рев (Стеллер. Описание земли Камчатки. — Петропавловск-Камч., 1994. — С. 70).

Корнями растений Napello и Cicuta aquatica они пользуются также для того, чтобы повредить врагам своим и незаметно избавиться от них (Стеллер. — С. 208).

борец большой - Aconitum maximum

16706_be824846.jpg


борец Фишера — Aconitum fischeri

31095_94f9ab7f.jpg


ac_fish_r.jpg


борец живокостнолистный — Aconitum delphinifolium

post-14100-1202125525.jpg


борец Ворошилова — Aconitum woroschilovii

16711_54ee5a9e.jpg


дополнение 1:

борец японский

Мгновенно убивающим ядом при попадании в кровь является сок растения торикабуто (борец японский) – его действие таково, что у человека мгновенно наступает паралич сердца и дыхания.

image032(5).jpg
image034(5).jpg

Торикабуто

Яды, убивающие при попадании в кровь
Именно такими ядами ниндзя смазывали свои «звезды смерти» сюрикэны, наконечники стрел, стрелки фукибари. При попадании в кровь они вызывали почти мгновенный паралич дыхательной системы и сердца, влекший за собой смерть человека. Получали такой яд из сока растения тори-кабуто (японский борец). Считается, что яд торика-буто изобрели древние жители японских островов айны (эдзо), которые обрабатывали им наконечники своих стрел и с их помощью валили медведей.

дополнение 2:

Древние авторы сообщили, что отравленные стрелы применяли племена кельтов, галлов, бельгийцев. Народы Азии, жившие между Черным и Каспийским морями, также были знакомы с этим оружием. Даже в начале нашего века народы Восточных Гималаев, Непала, Бирмы и Китая применяли его. В этих областях растет аконит токсичный (Aconitum ferox). Яд этого растения употребляли даже при охоте на слонов; жители Сахалина из корешков A. ferox и аконита японского (A. japonicum) готовили яд, с которым ходили на медведей. Леса каждого из континентов скрывали в своих чащах растения, пригодные для отравления стрел.

Аконит, другие названия: борец, волчий корень, царь-зелье, железный шлем.
Аконит – это растение, содержащее в своём составе несколько алкалоидов, самым токсичным из кото-рых является аконитин. В древности аконит называли "мать-королева ядов". Аконитин по токсическим свойствам лишь немногим уступает знаменитому яду Кураре. Чистый аконитин в домашних условиях выделить весьма затруднительно, поэтому мы будем довольствоваться экстрактом из аконита, в котором содержание данного алкалоида максимально.
Концентрированный экстракт, возможно, весьма эффективно применять методом экспликации – это создаст дополнительные трудности судмедэкспертам в идентификации яда.
Применение
Аконитин – очень универсальный яд. Способы его применения так же весьма разнообразны.
Очень популярный в древности способ рассказывает об отравлении пищи и напитков при помощи вытяжки из аконита. Яд имеет очень слабый пряный запах и с лёгкостью может быть замаскирован специями.
Наиболее интересно использование концентрированного экстракта аконита в качестве "стрельного яда". То есть, его можно наносить на любые колюще-режущие предметы и использовать по назначению. Духовые стрелки, отравленные кнопки, ножи, колючки – выбор за вами.
Токсические свойства и дозы
Токсические свойства аконита очень сильно зависят от географического ареала произрастания. Чем южнее и жарче – тем токсичнее.
При употреблении внутрь, примерно через 10-20 мин. появляются следующие симптомы: зуд и покалывание в разных частях тела, сильное жжение и боли во рту, пищеводе и желудке, слюнотечение, ощущение холода во всех частях тела, головокружение, бледность, упадок сил, расширение зрачков, дрожание мышц. Смерть наступает через 1-2 часа от паралича дыхания и сердца.
мЛД = 3-4 г свежего корня, что соответствует 1 г сухого корня или 0,2-0,4 г концентрированного экстракта.
Аконитом можно очень легко отравить собаку или корову.
При попадании непосредственно в кровь (стрела, колючка и т.д.) преобладают, в основном, симптомы поражения нервной системы: через 5-10 мин. появляется головокружение, расширение зрачков, слабость, бледность, дрожание мышц, судороги. Смерть наступает через 30 мин. от паралича дыхания.
мЛД = 0,1-0,2 г концентрированного экстракта при попадании непосредственно в кровь.
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Брусника

По современной номенклатуре — брусника обыкновенная — Rhodococcum vitis-idaea (L.) Avror., растущая в хвойных и смешанных лесах в долине реки Камчатки, и брусника малая — Rhodococcum minor (Lodd.) Avror., обычная на кустарниковых тундрах, болотах, в зарослях кедрового стланика по всему полуострову (С. 258, коммент. 30)

Казаки варят листву [брусники] и пьют отвар вместо чая (Стеллер. — С. 60).

[Ительменки] …собирают полный на зиму запас четырех сортов ягод, а именно: жимолости, брусники, шикши и морошки (Стеллер. — С. 184).

Тюленью шерсть они выкрашивают в красный цвет брусничным соком с некоторой примесью квасцов и каменного масла. Все это варится с ольховою корою, и таким образом получается огненно-красная краска, как от sanguis draconis (драконовой крови) (Стеллер. — С. 185).

При головных болях они повязывают голову компрессом из мороженой брусники и уверяют, что это средство дает быстрое облегчение (Стеллер. — С. 207).

…Морошку, пьяницу, брусницу, клюкву и водяницу запасают с великою ревностью; и когда род им бывает, то нетокмо вместо закусок их ставят, но и вино из них сидят кроме клюквы и водяницы, из которых оно не родится (Крашенинников. — Т. 1. — С. 193).

От цынги пользуются листьем некоторой травы Мышкажун, которое к деснам прикладывают, и пьют декокт бруснишной травы и водяницы (Крашенинников. — Т. 2. — С. 130).

77947_0e822dc0.jpg
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Боярышник

По Г.-В. Стеллеру — Oxyacantha, боярышник, по Крашенинникову — боярышник
По современной номенклатуре — боярышник зеленомякотный — Crataegus chlorosarca Maxum.

Боярышник (Oxyacantha) имеет тут красные и черные ягоды и встречается в двух сортах. Ительмены едят красные ягоды в сыром виде, черные же — с примесью рыбьего жира, зная по опыту, как сильно эти ягоды крепят желудок и каким вяжущим средством они являются… (Стеллер. — С. 60).

Родится ж на Камчатке черемуха и боярышнику два рода, один с красными, а другой с черными ягодами, которых жители довольно запасают в зиму (Крашенинников. — Т. 1. — С. 192).

Боярышник зелёномякотный - Crataegus chlorosarca
Дерево до 7 м высотой. Ветки коричневато-серые, голые; колючек нет, или они немногочисленные, 1.5–2(2.5) см дл., прямые, толстые. Побеги пурпурно-коричневые или темно-пурпурные, с редкими серыми чечевичками, голые или слабоволосистые. Плоды 7–8(10) мм длины, шаровидные или приплюснуто-шаровидные, черные (незрелые — темно-красные); мякоть бледно-зеленая, иногда розоватая.
Распранение.: Камч., Сев.-Сах., Южно-Сах., Южно-Кур. — В лесах по долинам и террасам рек и в низкогорьях. VI(VII), IX. — Общ. распр.: Яп.-Кит. (Япония).


30350_d98b142a.jpg


post-14100-1213576634.jpg


Используемая часть – цветы и плоды. Достоверно известно что с XYII до середины XX века активно использовалось как традиционное растительное сырье в рационе сезонного питания коренными народами и русскими жившими на полуострове Камчатка. Плоды заготавливались впрок в сухом и залитом жиром виде, применялись как приправа к рыбным и мясным блюдам, в виде вяленных колобков подавались как сладкий десерт. Мука из ягод употреблялась для приготовления начинок пирогов и киселей. Поджаренные и измельченные в порошок семена и плоды служили для приготовления горячих напитков. Цветы и молодые листья заготавливали впрок в сухом для приготовления горячих чайных напитков.
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Дудник

По Г.-В. Стеллеру — Thapsiae Kamtschaticae, кутахшу; по С. П. Крашенинникову — кутахжу
По современной номенклатуре — дудник коленчатосогнутый — Angelica genuflexa

Знаменитое растение, именующееся по-ительменски "кутахшу"… обладает сладким душистым вкусом и приятным запахом. Туземцы едят как его корни, так и цветочные стебли в сыром виде, равно как вареными вместе с рыбою, считая эту пищу полезною для здоровья. Оно же служит им пластырем и повязкою при всех нарывах и кровоподтеках, полученных от падения или удара. Вследствие мягчительных и согревательных свойств оно, в последних случаях, оказывается чрезвычайно полезным. При тошноте первое, что делают, это пьют отвар из кутахшу и пользуются припарками из этого растения (Стеллер. — С. 66).

Для уничтожения беременности ительменки пьют Decoctum Thapsiae Kamtschaticae — кутахшу… (Стеллер. — С. 200).

Отвар растения кутахшу мужчины пьют против цинги и ломоты, женщины же — для предупреждения беременности. Самое растение они вымазывают рыбьим жиром, затем греют его на огне и при ломоте кладут на больные места; этим же средством они удаляют синяки от удара, ушиба или толчка (Стеллер. — С. 208).

дудник коленчатосогнутый

Распространение: Кор., Охот. (с), Камч., Ком., Сев.-Сах., Сев.-Кур., Южно-Сах., Южпо-Кур. — В поймах рек и ручьев, на сырых скалах, водораздельных и пойменных болотах, высокотравных лугах, в ивняках, реже — под пологом каменноберезников.
Общ. распр.: Яп.-Кит. (Япония), Сев. Америка.


30553_d21ed951.jpg


30552_9cb17f58.jpg


по данным сайта Native American Ethnobotany (англ.; http://herb.umd.umich.edu/) данный вид использовался аборигенами Канады:
1. декокт из корня применялся при головных болях.
2. при глазных заболеваниях.
3. как продукт питания
4. пустототелый стебель использовался
- для питья
- для дыхания под водой, при сокрытии от опасности
- как контейнер для хранения каких-то жидкостей
- как игрушки
5. разжеванные листья и сок наносили на тело для маскировки человеческого запаха (видимо перед охотой)
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
Вех (цикута)

По современной номенклатуре — вех ядовитый — Cicuta virosa L.

Растение, называемое на реке Камчатке "кулитам", а русскими — омецом, не что иное, как Cicutaria Wepferi. <…> В случае сильной боли в спине туземцы жарко натапливают юрту, вызывая сильное потение, затем натирают спину корнем и быстро ощущают облегчение, но при этом они весьма остерегаются прикасаться к спинному хребту, ибо подобное прикосновение, по их мнению, быстро вызывает смерть (Стеллер. — С. 69–70).

При боли в спине они заставляют натереть себе спину перед огнем ядовитым корнем растения Cicuta aquatica Wescheri (водяной болиголов) так, что нетронутым остается один только позвоночник. Это средство приводит к судорогам. Ительмены уверяют, что такое лечение вызывает немедленно уменьшение болей… (Стеллер. — С. 208).

Корнями растений Napello и Cicuta aquatica они пользуются также для того, чтобы повредить врагам своим и незаметно избавиться от них (Стеллер. — С. 208).

дополнение:
Цикута коварна, своим приятным морковным запахом, корневище ее сладковато на вкус. Оно напоминает брюкву или редьку, но в разрезе можно видеть поперечные перегородки, разделяющие внутренность корневища на полости (название «цикута» происходит от греческого слова «cyein» — «пустой»). Все растение сильно ядовито, но особенно его корневище: 100 — 200 г его достаточно, чтобы убить корову, а 50 — 100 г убивают овцу.
Ядовитость цикуты сохраняется при варке и сушке. Действующим началом в растении является цикутотоксин, малоизученное вещество (в корневище его до 2%), поражающее центральную нервную систему. В экспериментах на животных в малых дозах цикутотоксин угнетал центральную нервную систему, понижая двигательную активность и кровяное давление. Помимо цикутотоксина в корневище цикуты открыты флавониды кверцетин и изорамнетин.
Цикутотоксин связывается активированным углем (при промывании желудка взвесью активированного угля) и танином. Отравившемуся назначают сердечные средства.
Танин — это галлодубильная кислота, получаемая из «чернильных орешков» — наростов на молодых побегах малоазиатского дуба, или сумаха, скумпии. С алкалоидами он образует малорастворимые соединения, которые почти не всасываются в кровь. Но все мероприятия оказали бы помощь лишь в том случае, если бы были предприняты до резорбции, т.е. до всасывания ядов в кровь. Дело в том, что для цикутотоксина пока не существует противоядий, способных нейтрализовать их действие в крови.


на фото:
1. вершки - вех ядовитый
2. корневище веха в продольном разрезе
 

Askel

Модератор форума
Регистрация
1 Мар 2010
Сообщения
4,846
Поблагодарили
1,729
Город
улус Джучи
об охоте на китов:

...Китов можно встретить часто повсюду вблизи Камчатки и в Пенжинском заливе. На Большой реке их называют «даи» , на реке Камчатке — «дэн». Их нередко можно видеть спящими на побережье во время морского отлива. Весною они преследуют рыбу, особенно сельдь, вплоть до Петропавловской гавани. Тем же самым они занимаются и в Олюторском заливе. Несколько лет тому назад один кит поднялся по реке Иче, он был убит неподалеку от устья, где он не мог повернуться. Населению киты приносят большую пользу, снабжая его пищею и поддерживая хозяйство, особенно в тех местах, где их ловят или куда их трупы иногда выбрасываются морем. Чаще всего это бывает у мыса Лопатка, вблизи Авачи, Кроноки и реки Камчатки, реже — в Пенжинском море, а в последнем — чаще около Удского [острога] и Охотска, чем на другой стороне, притом чаще позднею осенью, чем в другие времена года.

Китов около Камчатки ловят многими различными способами, о которых я здесь расскажу и которые кажутся прямо невероятными и странными в применении к таким огромным морским животным.

Вблизи мыса Лопатка и Курильских островов жители выезжают в море на байдарах и выискивают такие места, где киты обычно спят. Сколько бы китов они ни нашли, они всех поражают отравленными стрелами, отчего животные тотчас же начинают пухнуть, сильно метаться и неистовствовать и затем отправляются в море; при этом иногда случается, что труп одного или другого из китов выбрасывается на берег; бывает иногда и так, что море не выкидывает ни одного трупа.

Олюторцы применяют другой прием для ловли китов. Они изготовляют сети из моржовых кож, предварительно долгое время провисевших в дыму и прокопченных настолько, что они приобретают прочность камня. Кожи эти они затем режут на куски и ремни, из которых и плетут очень большие и толстые сети. Каждый ремень имеет в толщину объем руки сильного мужчины. Эти сети жители опускают в пределах Олюторского залива у самого входа в последний, отягчая один край их множеством огромнейших камней. Когда киты входят или выходят из бухты, они быстро запутываются своими хвостами в этих сетях и скоро погибают. После этого олюторцы подплывают на байдарах к мертвому животному, захватывают его ремнями и буксируют к берегу. Однако раньше, чем взять кита на буксир, на байдарах происходят шаманские над ним обряды, а пока охотники ведут мертвого кита к берегу, девушки, женщины, дети и вообще стар и млад, став на берегу, поют, кричат, пляшут, прыгают на месте и поздравляют китоловов с добычей. Доставив кита на берег, ловцы надевают на себя свое лучшее платье и украшения, вытаскивают резную деревянную фигуру кита длиною в 2 сажени, сооружают новый балаган, помещают в нем при непрерывных шаманских манипуляциях деревянное изображение кита и зажигают лампу, назначая к ней сторожа, обязательно следить за тем, чтобы лампа не погасла во все время с весны и до осени, пока длится ловля китов. После этого они всею гурьбою идут к мертвому киту, разрезают его на куски и заготовляют его впрок как самый главный запас на весь следующий год; мясо, не выдерживающее, несмотря на свою большую жесткость и грубость, долгого хранения, поедается в первую очередь, а те части его, которые не съедены, вывешиваются на вольный воздух и высушиваются; кожу отделяют от сала, выскабливают и коптят в дыму; затем ее колотят, тем самым размягчают ее и употребляют на изготовление подошв, отличающихся такою прочностью, что они никогда не изнашиваются до полной непригодности. После этого вырывают в земле очень много ям, выкладывают их дно камнями, на которые кладут столько топлива, что штабели его выдаются на несколько саженей над краями ям, поджигают эти дрова снизу и до тех пор подкладывают свежие, пока ямы не вытоплены наподобие русской печи. Затем они сметают золу, очищают от нее ямы и наваливают на камни свежие ольховые дрова и листву, слоями накладывают сало, отдельно от головы, боков и хвоста, потом вновь настилают дрова и слой сала и покрывают все это множеством травы, на которую бросают землю до тех пор, пока не образуется небольшой холм, сквозь который не может выйти ни малейшая часть пара. Спустя несколько часов они все это вынимают, причем сало кругом покрыто бурою коркою и освободилось от излишней ворвани. Такой запас может храниться без риска испортиться в течение целого года. Сало это отнюдь не отдает ворванью и нисколько не неприятно на вкус, а напоминает свиной шпик и очень вкусно, я сам его неоднократно пробовал. Очистив кишки от нечистот, туземцы надувают и наполняют их ворванью, вытекающею при разрезании мяса на части, и внутренним жиром, который они топят и который ночью служит им осветительным материалом. Эти китовые кишки заменяют туземцам бочки и другие сосуды.
Курильцы* и все туземцы Камчатки придерживаются таких же приемов при заготовке китового сала и сохранении ворвани.

Когда олюторцы весною вновь вытаскивают свои китовые сети, они считают это величайшим в году праздником. Церемонию эту начинают с большого и длительного шаманского обряда в обширной подземной юрте, режут при этом собак и бьют в шаманский бубен. После этого они заготовляют очень объемистый сосуд, полный «толлунчи», или каши из разных кореньев, ягод, рыбы и китового жира, ставят этот сосуд под «жупан», или дымовое отверстие, сопровождая это отчаянными выкриками и исполнением разных шаманских обрядов, втаскивают деревянное изображение кита в юрту и закрывают в ней все отверстия, так что там наступает полнейшая темнота. Когда шаманы ловко успели убрать деревянного кита, они сразу поднимают крик, что кит ушел, мол, в море; после этого и стар и млад выбегают из юрты, желая проводить беглеца. Шаманы указывают им на его следы в толлунче, по которой он будто бы удалился, побежав к дымовому отверстию. Следы эти чрезвычайно напоминают мышиные. Если туземцев спросить о причинах и резонах этой церемонии, они ограничиваются кратким ответом, что, мол, отцы их проделывали то же самое и чувствовали себя от этого здоровыми и сытыми.

У олюторцев шаманы одеты в одну только кухлянку без каких бы то ни было изображений или иероглифических фигур, какие встречаются у якутов и тунгусов.

Чукчи, во множестве ловящие китов начиная от устья реки Анадырь до крайнего мыса, в способе ловли ближе всех подходят к европейской манере. На веслах они выходят в очень больших деревянных, обтянутых тюленьей шкурой байдарах, человек по 8–10 и более, иногда и на 2–3 лодках одновременно, в море. Завидя кита, они быстро направляются к нему и глубоко вонзают в него большой так называемый «носок» из железа и кости. «Носок» этот отделяется от древка и, становясь поперек раны, уже более из нее не выходит. К нему прикреплен ремень, другой конец которого находится у людей в байдаре и свернут во много кругов: часто он достигает длины 100 и более саженей. К ремню прикреплены надутый пузырь или китовая кишка; по ним чукчи всегда узнают направление, куда ушел кит. Они следуют за ним по пятам, давая животному тащить их. Если же кит опускается в глубь моря, они отпускают ремень, если же он всплывает, они его нагоняют и снова приближаются к киту; тут они вторично поражают его «носком», или это проделывается с другой байдары. Чукчи преследуют и гонят кита взад и вперед, пока он снова не опустится под воду и не утомится. Как только он опять покажется на водной поверхности, его поражают с третьей байдары. И вот, после того как три лодки прицепились к нему и кит порядочно устал, гребцы начинают изо всех сил хлопать в ладоши и производят всяческий шум; это заставляет кита поспешить к берегу, причем он тащит за собою лодки. Когда он подойдет почти к самому берегу, ловцы шумят и неистовствуют еще сильнее, пока кит, возбужденный и оглушенный всем этим, не выбросится с величайшею силою далеко на сушу, где ловцы окончательно добивают его. В течение всего этого времени остальные чукчи, старики и молодежь, неистово ликуют на берегу, пляшут и прыгают, как о том уже было упомянуто. На островах, расположенных между Америкой и Чукотским носом, китов ловят точно таким же способом. Чукчам удается добывать много китов, и они так полагаются на свою ловкость в этом деле, что не прикасаются ни к одному китовому трупу, выброшенному волнами на берег, разве только, чтобы использовать его ворвань для освещения. Хотя чукчи и владеют весьма многочисленными стадами северных оленей и могли бы от них быть сытыми, они, тем не менее, очень усердно занимаются добычею морских животных. Делают они это не только потому, что считают сало этих животных величайшим лакомством, но и потому, что вследствие отсутствия всякого древесного топлива они крайне нуждаются в жире для поддерживания огня. Жиром этим они поливают также мох, торф и кости китов и жгут все это вместо дров. Чукчи, подобно американцам, изготовляют из китовых кишок рубахи, а также пользуются ими вместо бочек, как это делают олюторские коряки.

18_grenland_kit.jpg
17_gray_kit.jpg
20_gorbach.jpg
21_seival.jpg


Кроме китов, ими пойманных или раненных в Америке и выброшенных здесь в виде трупов на берег, огромную пользу приносят туземцам еще косатки (Orca). Эти животные жестоко преследуют китов, ранят их своими страшными зубами и даже умерщвляют их. Я сам своими глазами видел, как в открытом море, так и у берегов острова Беринга их борьбу: когда киты подвергаются нападению со стороны косаток, они поднимают такой страшный шум и рев, что они слышны за несколько миль; киты так боятся косаток, что в страхе живыми выбрасываются на сушу.
Здесь, на Камчатке, я очень старался в точности узнать, приходилось ли раньше тут находить мертвых китов с вонзенными в них европейскими гарпунами с латинскими буквами на них, и от большинства опрошенных узнал, что это случалось неоднократно. По моему, впрочем, мнению, такие киты могли получить свои раны и в Японии, тем более что есть достаточно достоверные сведения о том, что вблизи Японии китов ловят европейским способом; благодаря ныне выясненному положению Америки, нелегко представить себе такой путь, по которому труп кита мог бы проплыть столь долго без того, чтобы его не пригнало течением либо к материку, либо к островам, расположенным в проливе[2].
Киты доставляют всем жителям Камчатки большие выгоды и сильно облегчают им ведение их хозяйства: из кожи китов туземцы изготовляют подошвы, кожаные вещи и ремни; их жир идет в пищу и на освещение; мясо — в пищу, а китовым усом (costa sartoria) туземцы скрепляют свои байдары, делают из него рыбачьи сети, капканы для ловли лисиц и ведра для воды. Из двух костей нижней челюсти кита они выделывают полозья для саней, оправу для ножей, всевозможные кольца и застежки для собачьей упряжи.

Из китовых кишок туземцы делают всевозможного рода пузыри и сосуды для хранения в них жидкостей; из жил они приготовляют гибкие пружины для капканов на лисиц; этими же жилами они также пользуются вместо бечевок, от которых требуется особая прочность, для перевязывания различных предметов. Позвонки спинного хребта служат им для выделки ступок; скуловые или челюстные кости кита состоят из хрящеватого, студенистого вещества и очень вкусны; весьма вкусен также язык. Следующими за ними по качеству являются ласты; жир, вытекающий при их разрезании, поедается с величайшим аппетитом.

Зверь Orca, именуемый по-русски косаткою, вовсе не служит предметом ловли. Но туземцы поедают жир этих животных, если их трупы выбрасываются на берег бурею, таким же образом, как и китовый. В ноябре 1742 года страшная и очень длительная буря выкинула на берег у мыса Лопатка одновременно восемь таких трупов, но вследствие дальности моего тогдашнего пребывания от того места и плохой непогоды мне оказалось невозможным осмотреть их. Самые крупные из них достигали 4 саженей в длину. У них были маленькие глаза, очень большая и широкая пасть, усаженная очень большими острыми зубами, которыми косатка обычно ранит кита. Если многие утверждают, в том числе и русские, будто эти раны наносятся длинным спинным плавником косаток, то это совершенно неосновательно и неверно, потому что, несмотря на свою величину, достигающую 2 аршин, и на свою заостренность, этот плавник, напоминающий в море режущий рог или острую кость, мягок, состоит только из жира и, чему следует удивляться, не обладает ни одним суставом, ни одною костью. У косатки почти нет мяса, а есть один только жир, гораздо более жидкий, чем китовый. Кроме спинного плавника, у косатки есть, как и у кита, еще два боковых и хвостовых. Этот зверь — заклятый враг кита и гоняется за ним днем и ночью. Если кит спрячется у берега в каком-либо заливе, то косатки начинают подстерегать его, ожидая прибытия подкрепления; затем они с ужасными стонами и криками окружают кита, выводят его, как арестанта, в море, погружаются с ним в воду и там набрасываются на него, кусая его своими чудовищными зубами. На выброшенных на берег китовых трупах никогда не было обнаружено отъедания какой-либо части тела. Таким образом, мы имеем тут дело с природною враждою, не преследующей никаких корыстных целей. Все промышляющие в байдарах на море туземцы и русские чрезвычайно опасаются этого зверя, потому что он, если к нему подойти слишком близко или ранить стрелою, опрокидывает байдару. Вследствие этого при встрече с косаткою туземцы одаряют ее подарками и обращаются к ней с особым заклинанием и просьбою не нарушать их дружеских отношений и не причинять им вреда.
Существует еще и другой крупный морской зверь, похожий на кита, но поменьше его длиною и объемом своим соответственно тоньше его. Русские называют его морским волком[3], а ительмены — «плебун». Около реки Камчатки это животное носит название «чечак».

На мою долю не выпало радости увидеть такое животное во время моего там пребывания. Особенность этого зверя в том, что в пищу людям идут только его мясо, челюсти, язык и кишки, тогда как его жир служит лишь для сжигания в лампах; причина такого отношения к этому жиру заключается в том, что он не растворяется в крови, а, подобно ртути, беспрепятственно проходит по кишечнику в тот самый момент, когда его проглотишь. Поэтому-то ительмены едят его исключительно в случаях сильного запора. Не знающих этого они угощают жиром себе на забаву.

Белуха представляет собою морское животное величиною с быка, с которым она имеет и сходство по форме головы; у нее толстая кожа с белою блестящею шерстью. Она часто встречается вблизи рек Уда и Охота, где, гоняясь за рыбою, которою питается, преследует ее на далекое расстояние вверх по течению. Население ловит белуху в большие, крепкие сети, изготовленные из кожи того же зверя, вблизи реки Уды, в узком заливе при впадении реки Пенжины, около реки Парень и в том месте, где ныне строится новый острог, на расстоянии 400 верст выше Тигиля. Промышляют их также вблизи Олюторы и отсюда до Анадырского и до Чукотского носа. Самка белухи таскает своих детенышей с собою на спине[4], но, подвергаясь опасности быть пойманной, сбрасывает их немедленно с себя в море. Очень крепкая кожа белухи идет на ремни; жир ее немаслянист и не отдает рыбным запахом, но в топленом виде по своей белизне и составу он похож на свиное сало; при изготовлении пищи он употребляется вместо масла. Не менее приятным вкусом обладают также мясо и внутренности белухи.

из Стеллер. Гл.10. О морских животных, которых ловят у Камчатских берегов, о приносимой ими пользе и об их употреблении
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху